Почему рынок аннуитетного страхования стал самым быстрорастущим в 2015 году?

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Фото Жанары Каримовой

В октябре 2014 года страховщики опасались банкротства компаний по страхованию жизни (КСЖ) из-за введения запрета на продажу пенсионных аннуитетов. Мораторий был объявлен на период консолидации пенсионных фондов в Единый накопительный пенсионный фонд. Почти полтора года спустя, аннуитетный вид бизнеса стал самым быстрорастущим сегментом на страховом рынке. За 2015 год объем премий по нему вырос на 40% до 31,2 млрд тенге, 11,1 млрд тенге из которых пошли на страховые выплаты. В структуре сегмента «страхование жизни» их доля возросла на 10% до 57%.

В середине 2014 года на рынке присутствовало 7 компаний по страхованию жизни. К сегодняшнему дню их количество не изменилось, но рынок покинула компания БТА Жизнь, после объединения с Казкоммерц-life. На смену ей пришел новый игрок – КСЖ «Азия-life». В целом, период трансформации пенсионной системы компаниям помогла пережить ориентация на другие продукты по страхованию жизни. В дальнейшем направление пенсионных аннуитетов восстановило свои позиции, однако из-за единичного спроса компании перестали продавать накопительные пенсионные аннуитеты.

По данным Национального банка, на начало 2016 года суммарные активы компаний по страхованию жизни составили 219,15 млрд тенге. За год они выросли на 52,5%. В начале 2015 года лидером рынка был «Номад-life», активы которого на тот момент составляли 34,37 млрд тенге. К началу 2016 года её опередил Казкоммерц-life с объемом активов в 57,63 млрд тенге. За год, с учетом портфеля КСЖ «БТА Жизнь», активы компании выросли на 38,6%. Впрочем, самой быстрорастущей по активам стал все же «Номад-life», который нарастил их на 60,9% - до 55,2 млрд тенге.

Наибольший рост по объему страховых премий в 2015 году в абсолютном выражении также показал «Номад-life», они увеличились на 54,8% до 8,64 млрд тенге. Второй результат по приросту показал «Халык-life» - он составил 70,4% до 6,75 млрд тенге. Единственным игроком, который зафиксировал снижение премий, стала Государственная аннуитетная компания – они сократились на 17,9% до 4,26 млрд тенге.

Обычно динамика прироста премий по пенсионным аннуитетам всегда равномерна, говорит заместитель председателя правления «Номад-Life» Мади Шалгимбаев. Но бурный рост 2015 года рост продиктован мораторием на заключение подобных договоров, который действовал в 2014 году. «Также на объем повлияла отмена единовременных выплат по этому продукту с 1 января 2016 года, что подтолкнуло людей к более активным действиям», - пояснил он.

Но в дальнейшем рост премий серьезно сократится. Этому, по словам председателя правления Государственной аннуитетной компании Евгения Пана, будет способствовать отток сотрудников силовых структур из пенсионной системы. «С 1 января 2016 года сотрудники силовых структур переведены на полное государственное пенсионное обеспечение», - поясняет он. Хотя, как отмечает Шалгимбаев, эта категория пенсионеров и раньше могла переводить лишь 50% от пенсионных накоплений на покупку срочного аннуитета.

Но дальнейшие перспективы этого продукта не вызывают у Пана сомнений. По его словам, в предыдущие годы аннуитетное направление росло благодаря законодательной модернизации накопительной пенсионной системы. Процесс продолжится и дальше, что повлечет за собой увеличение потенциальных клиентов: «Со временем, когда граждане будут проходить полный цикл в накопительной пенсионной системе, возможность приобрести аннуитет появится у большинства участников системы, включая граждан со средним уровнем доходов».

Шалгимбаев же считает, что в долгосрочной перспективе аннуитетный портфель будет расти, если не произойдет новых изменений в законодательстве, которые изменят действующие условия. По его мнению, сейчас главные проблемы, из-за которых направление не развивается – это неосведомленность людей и молодость пенсионной системы, которая проявляется в малом объеме накоплений.

Пан же подчеркивает, что аннуитеты не интересны населению из-за высоких требований по объему пенсионных накоплений, необходимых для его покупки. А решить проблему, по его убеждению, могло бы расширение сотрудничества и знакомство с опытом зарубежных компаний, оказывающих аннуитетные услуги.

Председатель правления «Коммеск-Омир» Олег Ханин видит проблему в другом: «Для аннуитетов нужна стабильность экономики страны, чтобы у людей были прогнозируемые и хорошие доходы, и они понимали, что страховые компании через 25 лет не закроются. Как только все это будет обеспечено, аннуитетное направление заработает как надо».

Обозреватель интернет-журнала Vласть

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики