Правительству вновь рекомендуют более реалистично планировать бюджет
Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета представил в парламент свой отчет по исполнению бюджета страны в 2012 году. Принципиальные изменения видны сразу - сам “томик" отчета стал менее увесистым, да и формулировки, использованные в отчете, более мягкие и даже дипоматичные, чем раньше. Впрочем, основные выводы, сделанные экспертами Счетного комитета, от прежних лет по смыслу не слишком и отличаются.

 

Софья Пашкова, Астана, Vласть

 

Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета представил в парламент свой отчет по исполнению бюджета страны в 2012 году. Принципиальные изменения видны сразу - сам “томик" отчета стал менее увесистым, да и формулировки, использованные в отчете, более мягкие и даже дипоматичные, чем раньше. Впрочем, основные выводы, сделанные экспертами Счетного комитета, от прежних лет по смыслу не слишком и отличаются.

 

Как следует из отчета, полным текстом которого располагает Vласть, в прошлом году "заметный рост экономики" отмечен в сфере транспортных услуг - на 7,2%, строительства - на 2,9%, торговли - на 14,6%. Увеличился на 3,8% и объем инвестиций в основной капитал. Вместе с тем в ключевых отраслях экономики, на развитие которых и возлагались самые большие надежды правительства, отмечен спад. В частности, индекс физического объема промышленной продукции снизился с 103,7% в 2011 году до 100,5% в 2012-м. В том числе в горнодобывающей промышленности - со 101% до 100,2%, в обрабатывающей промышленности - с 107,7% до 100,7%. Доля валовой добавленной стоимости производства товаров в ВВП страны сократилась на 2,5%, и составила 40,7%; при этом доля ВДС сферы услуг выросла на 2,8%, составив 53%.

 

Что касается исполнения параметров бюджета, в Счетном комитете констатируют: в целом они были исполнены. Правда, тут же отмечается, что полное исполнение доходной части бюджета обеспечено благодаря проведенным в ноябре 2012 года уточнениям. Исполнение же расходной части составило в целом 99,3%.

 

Бюджетные расходы на реальный сектор экономики существенно увеличились - на 18,6%. Правда, при этом "значительные средства, направленные на модернизацию экономики, не оказали должного влияния на ее диверсификацию". Больше того: "с момента реализации государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП не претерпела каких-либо существенных изменений, и в 2012 году даже уменьшилась по сравнению с предыдущим годом". А рост ВВП так и остался зависим от увеличения валютно-сырьевой ренты, обеспечиваемой добычей и экспортом нефти, газа и прочего сырья, а также от производства услуг. По оценке Счетного комитета, с начала реализации программы диверсификации, доля валовой добавленной стоимости задействованных в программе предприятий постоянно снижается - с 22,8% в 2008 году до 19,3% в 2012-м.

 

Увеличение внешнеторгового оборота - на 7,6% - достигнуто преимущественно за счет роста импорта на 14,6%, тогда как экспорт вырос лишь на 4,4%, при этом почти две трети объема экспорта составили нефть и руда.

 

По-прежнему не развит и сектор предпринимательства. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны составила в 2012 году лишь 17,8%, хотя в развитых странах этот показатель составляет 50-70%. При этом 45,5% казахстанских субъектов МСБ заняты в сфере торговли, и всего лишь 2,5% - в сфере промышленности. В качестве позитивного момента можно отметить увеличение объемов банковского кредитования экономики на 13,2%. При этом основная доля банковских кредитов приходится на секторы торговли, строительства и индивидуальное кредитование. Сумма выданных кредитов субъектам малого предпринимательства увеличилась на 15,2%, физическим лицам - на 13,7%. средневзвешенная ставка кредитования физлиц составила 20,9%, и ее снижения не наблюдается. Впрочем, констатируют в Счетном комитете, наряду с ростом объемов кредитования растет и доля проблемных кредитов в общем банковском портфеле. На 1 января 2013 года она составила 36,7% от общего числа кредитов.

 

Растет и внешний долг страны, составивший в 2012 году 137 млрд долларов, что выше уровня 2011 года на 11,8 млрд долларов. Из общего объема долга 66,5 млрд приходится на межфирменную задолженность, еще 13,6 млрд - долги банков, и 5,5 млрд - внешний долг сектора государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования. При этом, по данным Счетного комитета, внешние обязательства только фонда "Самрук-Казына" составляют 21,5 млрд долларов. Общий же размер долга по итогам 2012 года составляет 68,3% по отношению к ВВП страны.

 

Что касается суммы неосвоения, то в 2012 году она составила 41,6 млрд тенге, что чуть меньше 2011 года (42,3 млрд). Основная часть неиспользованных средств, по данным Счетного комитета, приходится на министерство финансов - 23,8 млрд, министерство окружающей среды - 1,1 млрд, министерство по чрезвычайным ситуациям - 5,1 млрд, министерство внутренних дел - 2,6 млрд, министерство сельского хозяйства - 2,4 млрд.

 

Помимо этого, как отметил, выступая на презентации отчета председатель Счетного комитета Аслан Мусин, фактически сумма неиспользованных бюджетных средств составила порядка 114 млрд тенге. В эту сумму Мусин приплюсовал 26,4 млрд тенге неиспользованных регионами трансфертов и бюджетных кредитов, 24,1 млрд тенге возвращенных регионами выделенных трансфертов, 21,8 млрд тенге - остатки неиспользованнных средств субъектами квазигосударственного сектора.

 

Однако у главы министерства финансов Болата Жамишева сумма непосредственно неосвоенных средств (из-за традиционных проблем вроде не вовремя проведенных конкурсов) составляет 9,6 млрд тенге.

 

«В соответствии с Бюджетным кодексом, в случае неполного распределения расходов, предусмотренных в бюджете по распределяемым бюджетным программам, направленным на использование резервов, нераспределенная сумма не является невыполнением бюджета. Так вот, бюджет не исполнен на 24,2 миллиардов тенге, если исключить нераспределенный остаток по резерву правительства, у нас нет обязательств полностью его использовать, экономия по общегосударственным расходам - это представительские и по обслуживанию правительственного долга, прежде всего, 5,7 миллиарда тенге, 2,3 миллиарда по госзакупкам экономия, курсовая разница и все это вместе составляет 25,9 миллиарда тенге», - пояснил министр.

 

Из оставшихся 24,2 млрд, по словам главы Минфина, 11,1 млрд тенге используется в текущем году по продолжающимся бюджетным программам развития и текущим бюджетным программам. 

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые