Казахстан просит у Глобального экологического фонда 9 млн долларов на управление лесными экосистемами

Саяжан Каукенова, Астана, Vласть

Казахстан совместно с Программой развития ООН (ПРООН) подал заявку по проекту «Управление лесными экомисистемами», который, по мнению инициаторов, позволит сохранить биоразнообразие в республики. Проект, по подсчетам заявителей, оценивается в 9 млн долларов. Талгат Кертешев, менеджер проектов по сохранению биоразнообразия ПРООН рассказал Vласти на что планируется потратить данную сумму.

«Новый проект, который мы подали в Глобальный экологический фонд, по нему окончательное решение секретариат примет в марте-апреле 2016 года. Там есть несколько ключевых направлений: сохранение мест обитания снежного барса, устойчивое управление лесами, развитие лесных плантаций и программа мониторинга сайгаков», - перечислил он.

В рамках первого направления планируется отследить места обитания снежного барса от Алтайских гор до Заилийского Алатау, пути его миграции, образ жизни и развития.

Второй компонент направлен на устойчивое управление лесами, иначе говоря, методы учета и основы организации лесного хозяйства. Развитые страны активно используют дистанционное зондирование земли с космоса, в то время как в Казахстане такая возможность еще не освоена, сетует Кертешев.

«Из космоса мы могли бы получать снимки лесов, а этого направления у нас до сих пор не существует, хотя мы находимся уже в 21 веке, а об этом мне лекции читали еще в прошлом веке», - говорит он.

В рамках третьего направления проекта разработчики предлагают развивать частное лесное хозяйство, то есть выращивать не леса, а лесные плантации или лесные питомники. В качестве основы предлагается использовать быстрорастущие тополя, которые дают древесину уже через 8-10 лет.

«Есть программа субсидирования, которая покрывает расходы фермеров до 40%, к сожалению, она сегодня не работает. Законодательно эта программа есть, но еще ни одно хозяйство не получало субсидий. Поэтому, как я уже говорил, с бюджетом есть проблемы. Леса вырубаются законным и незаконным путем, их число постепенно уменьшается, а лесные плантации могли бы быть хорошей альтернативой», - считает Кертешев.

В планах у разработчиков проекта - создать четыре таких плантации на севере, юге, западе и востоке страны. Для каждой плантации специально будут подбираться породы, которые действительно подходят для конкретной почвы, и в будущем это будет приносить доходы, уверен эколог.

Однако, при отборе пилотного хозяйства, где будет размещен питомник, важно учитывать, чтобы фермер тоже вкладывал деньги.

«Мы даем гранты, но стороны грантополучателя должен быть весомый вклад в виде расходов на транспорт, работы, то есть, что ему не хватает, мы согласны покрыть. Просто раздавать гранты – нельзя», - считает разработчик проекта.

Проект не оставит в стороне и массовый падеж сайгаков. Для этого планируется пересмотреть программу мониторинга: каждый раз в ключевых местах скопления особей брать на пробу почву, воду, клещей, растения.

Специалист отметил, что казахстанские и зарубежные ученые до сих пор не пришли к единому мнению по причине гибели животных.

«Тот материал, который взяли на пробу в Великобританию, Германию зарубежные ученые, там в лабораториях провели какие-то анализы, я не говорю, что они недостоверны, но они неполноценны, потому что не отображают всю картину», - считает менеджер проекта по сохранению биоразнообразия программы развития ООН, отмечая, что ученым не с чем сравнивать полученные результаты исследований.

«Мы предлагаем забор материала в местах скопления сайгаков», - сказал Кертешев.

«По сайгакам ведется авиаучет. Наши ученые вели его, но есть карта экосистемы, места, где сайгаки приносят плод. Хоть ух убивай, хоть что делай, они все равно приходят туда и приносят свой плод. Этот участок должен быть охвачен усиленной системой мониторинга, чтобы там не было фактора беспокойства. Нужно на этом месте брать пробу почву, растений, воды, клещей и это мы хотим систематизировать. По каждому пути миграции должна быть система учета», - пояснил он.

Предложенная система активно используется по всему миру, утверждает Кертешев.

Должна быть карта распространения сайги, а также места, где у них прикреплены ошейники, нужно установить фотоловушки и создать мониторинговые площадки.

«Вот все это сводится в конце и дает полную картину по республике, а этого сейчас нет. Поэтому мы говорим, что нужна программа по управлению видами, а Минсельхоз и Минфин говорят, что на сайгаков мы ежегодно даем такую-то сумму, а начинаем смотреть, и получается, что на авиаучет даются деньги и больше ни на что, и они считают это программой», - заметил специалист.

Фото с сайта sibnovosti.ru

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики