• 3411
Внутренний рынок Казахстана будет испытывать дефицит топлива минимум до 2019 года - эксперт

Тамара Копылова, Астана, Vласть

Модернизацию Казахстанских нефтеперерабатывающих заводов можно сравнить с ремонтом дорог — «тратятся огромные суммы бюджетных и заемных средств, но дороги как были разбиттыми, такими и остаются». В этой связи из-за постоянного ремонта НПЗ страны внутренний рынок будет испытывать дефицит топлива минимум до начала 2019 года. Такое мнение в четверг в ходе пресс-конференции в Астане высказал аналитик нефтегазового сектора Сергей Смирнов.

«Наши модернизации НПЗ можно сравнить со столь же нескончаемым ремонтом наших дорог. Тратятся огромные суммы бюджетных и заемных средств, но дороги как были разбитые, так ими и остаются. Аналогичная ситуация и с НПЗ. Они периодически модернизируются. Но если в России практически все заводы выпускают Евро-4 и Евро-5, то мы все „кружимся“ вокруг Евро-2. При этом в России перерабатывается около половины от общего объема добываемой нефти, у нас же эта доля застыла на уровне 18%», — сказал Смирнов.

Он отметил, что к тому же сроки завершения модернизации (когда на НПЗ будет перерабатываться 18,5 млн тонн сырья и производиться нефтепродукты класса Евро-4 и Евро-5) с 2015 года уже сдвинуты на 2018 год.

"Таким образом, внутренний рынок нефтепродуктов будет испытывать дефицит топлива как минимум до начала 2019 года«,- уверен аналитик.

Смирнов уверен, три казахстанских нефтеперерабатывающих завода не дают топливо того количества и качества, которое необходимо потребителю. Он напомнил, что отечественные НПЗ суммарно производят 1,9 млн тонн бензина Аи-92 (при потребности в 2,8 млн. тонн) и около 4 млн. тонн дизельного топлива (при потребности в 4,6 млн. тонн), а дефицит покрывается импортом из России.

«Правительство запоздало с модернизацией этих НПЗ», — уверен эксперт.

Также он отметил, что министерство энергетики Казахстана планирует увеличить объемы переработки нефти на казахстанских нефтеперерабатывающих заводах на 90-100 тысяч тонн, но «здесь существует проблема».

«Дело в том, что добывающим компаниям выгоднее поставлять нефть на экспорт, а не на отечественные НПЗ. Так, при поставке сырья на завод они должны платить НДС, чего нет при экспорте нефти», — пояснил аналитик.

Смирнов считает, что сложившаяся в стране ситуация с ГСМ — «результат системных ошибок профильного министерства, которое в течение всех лет независимости не только не может наладить эффективное управление нефтеперерабатывающей отраслью и обеспечить страну необходимыми объемами качественных ГСМ, но и даже создать предпосылки для стабилизации на топливном рынке».

«Тем не менее, в ближайшее время повышение цен — единственный действенный на сегодняшний день способ стабилизации на топливном рынке. К примеру, возможен вариант (учитывая различное качество топлива) сохранения регулируемых цен на отечественный бензин и установления свободных на российский. Это позволит также активизировать процесс модернизации отечественных НПЗ», — заключил он.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики