Сегодня на пленарном заседании депутаты мажилиса одобрили во втором чтении пакет поправок в законодательств по вопросам ограничения участия государства в предпринимательской деятельности.
Данным законопроектом устанавливаются границы для возможного участия государства в бизнесе.
Как сообщила на пленарном заседании депутат Айгуль Соловьева, за время подготовки законопроекта ко второму чтению депутатами было внесено 125 предложений. Обсуждать детально эти нормы на пленарном заседании мажилисмены не стали - возражений не было. Напротив, судя по выступлениям, все внесенные поправки, как и в целом законопроект, мажилисмены всецело поддерживают.
В частности, Екатерина Никитинская, подробно перечислив все внесенные поправки, подчеркнула, что законопроект существенно улучшит ситуацию.
"Во-первых, это установление запрета на перекрестное владение акциями дочерних и материнских компаний, введение десятипроцентного порога на взаимное владение акциями для публичных компаний, обязательное создание службы внутреннего аудита для публичных компаний. Реализация данных подходов в качестве специальных механизмов защиты миноритарных акционеров особенно важна сегодня, - заявила она. - В рамках второй волны приватизации и программы "Народное IPO", в истекшем году был осуществлен вывод на фондовый рынок АО "КЕГОК", в 2015 году планируется выставить на продажу 17 активов группы фонда "Самрук-Казына", включая такие крупные компании как АО "КазТрансГаз Аймак", АО "Алматинские электрические станции", ТОО "Алматыэнергоснаб", ТОО "Тенгиз мынай" и другие. Нормы, внесенные депутатами, также серьезно расширяют возможности использования лизинга в отечественной деловой практике, а ведь обновление основных фондов - пожалуй, сегодня одно из самых узких мест отечественного производства. Более 40% нашего импорта приходится именно на долю оборудования. В законопроекте по предложению депутатов установлен запрет на создание квазигосударственных структур в сфере малого бизнеса, и предусмотрено ограничение для государственных предприятий по созданию дочерних и зависимых организаций. Сняты позиции, позволяющие кредитоваться предприятиям, находящимся в банкротном производстве, в микрофинансовых организациях".
Возражений поправки ни у кого не вызвали. Законопроект был одобрен во втором чтении и передан на рассмотрение в сенат.
Как сообщалось ранее, законопроект направлен на совершенствование законодательства в сфере управления государственными активами, посредством закрепления правовых основ для сокращения доли участия государства в тех сферах экономики страны, где присутствует бизнес.
В законопроекте определены основания для создания госкомпаний. Это, в частности, отсутствие иной возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства или защиты интересов общества; использование и содержание стратегических объектов, находящихся в государственной собственности; осуществление деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии; осуществление деятельности организациями, создаваемыми для анализа эффективности и выработки предложений по совершенствованию государственной политики; отсутствие на соответствующем товарном рынке субъекта частного предпринимательства, осуществляющего производство и реализацию аналогичного либо взаимозаменяемого товара; осуществление деятельности созданными аффилированными лицами национального управляющего холдинга, образованного в рамках мер по оптимизации системы управления институтами развития, финансовыми организациями и развитию экономики; когда создание юридических лиц прямо предусмотрено законами Республики Казахстан или указами президента Республики Казахстан, а также постановлениями правительства.
При этом государству запрещается создание и участие в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства в соответствии с законом «О частном предпринимательстве».
Вводится жесткое ограничение в создании новых госпредприятий и дочерних компаний. Соответственно, организации с госучастием, которые созданы вопреки данным принципам, должны быть приватизированы, а доли участия отчуждены.
В этой связи, законопроектом вводится норма, закрепляющая проведение антимонопольным органом ежегодного анализа товарных рынков на предмет выявления нецелесообразного присутствия государства в предпринимательской среде, по результатам которого в правительство будет направляться перечень госкомпаний и видов деятельности, подлежащих передаче в конкурентную среду. В целях обеспечения прозрачности и гласности данного анализа, он должен публиковаться.
Кроме того, законопроектом вводится норма, предусматривающая обязательную ликвидацию предприятий и юридических лиц со стопроцентным государственным участием, а также отчуждение доли участия государства, в случае их не приватизации в течение двух лет с момента принятия такого решения. Также вводится обязательное согласование с антимонопольным органом расширения или изменения действующими госкомпаниями осуществляемых ими видов деятельности.
Также вводятся нормы, предусматривающие возможность бизнесу во внесудебном порядке разрешать земельные споры, открывать производство не только по делу о банкротстве, но и по его реабилитации, а также нормы в защиту интересов миноритарных акционеров.
В целях раскрытия информации обществом вводится норма, обязывающая общества размещать на корпоративном веб-сайте информацию о крупных акционерах, а также сведения о членах органа управления общества, совмещающих руководящую должность или иную основную деятельность в другом юридическом лице, с указанием информации о его полномочиях и обязанностях в другом юридическом лице.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.