Как исправить имидж прокуратуры, избавиться от критики и вернуть доверие граждан, решали в пятницу на коллегии главного надзорного органа. Впрочем, как оказалось, видение проблемы и пути решения уже сформировались у генерального прокурора Жакипа Асанова. Как и что делать, он и рассказал своим сотрудникам.
«СМИ, соцсети, везде говорят о нас, - посетовал Асанов. - Сегодня любой криминал вмиг разлетается в интернете и шквал критики обрушивается на всю правоохранительную систему. Мы недавно сравнивали количество убийств, которые регистрируются каждый год, сейчас, в эти годы. Получилось, 20 лет подряд такие тяжкие преступления, особо тяжкие преступления, которые показывают в целом состояние преступности, а это убийства, тяжкие телесные повреждения, разбои, 20 лет подряд они уменьшаются в Казахстане. Если убийства мы сравним с самыми лучшими советскими 80-ми годами, то в эти годы (в настоящее время - V) убийств совершается меньше. Но тогда было закрыто, никто не знал об этом, интернета не было, столько СМИ тоже не было. Недовольство идет от близких и друзей преступников, «диванных» критиков и просто праздных комментаторов. И, что интересно, служащих государственных компаний. Но большая часть, все-таки обоснованные претензии».
Между тем у прокуратуры, которая является «прежде всего правозащитным органом», есть и положительные результаты. Генпрокурор привел такие цифры: за первое полугодие 2016 года «мы отстояли права 360 тысяч человек, половина - дети; при нашем содействии 40 тысяч работников получили просроченную зарплату на 4 млрд, трудоустроены 2,5 тыс инвалидов, еще 154 инвалида получили государственное жилье при вмешательстве и по требованию прокуроров». «В служебных кабинетах и ИВС незаконно удерживали 205 человек, мы их выпустили, освободили из камер 2 тысячи подозреваемых. Следователи их хотели закрыть на 2 месяца. Но мы им с учетом обстоятельств дела заменили (меру пресечения) на залог. 182 осужденных получили по нашим протестам более мягкое наказание. Всего по инициативе прокуроров исправлено 698 судебных актов. Добились исполнения решения судов в пользу граждан на 1 млрд 700 млн тенге. Восстановлены права 14 тысяч тех, кто обратился к нам с жалобами. По этим нарушениям наказаны 40 тысяч должностных лиц. В том числе к уголовной ответственности (привлечено) 209», - перечислил он.
Не меньший успех Асанов констатировал и в финансовой сфере: прокуроры добились отмены 720 незаконных госзакупов на 25 млрд, вернули в Национальный фонд 25 млрд, государству вернули незаконно выданные земли на 14 млрд. «Если все активы перевести на деньги, то получается 100 млрд. - это три годовых содержания всей системы органов прокуратуры. На эти деньги, 100 млрд, можно построить 80 типовых школ на 600 мест», подытожил Асанов.
«С одной стороны вроде бы хорошо поработали, помогли сотням тысяч граждан, наказали преступников, пополнили казну. Но с другой - это тревожный знак. Из года в год одни и те же нарушения. Меняем законы, чиновников, но это ситуацию никак не исправляет», - отметил он.
Причин такой ситуации немало. В первую очередь, проблема в слабых кадрах. «Набираем кого попало. Недавно бывший прокурор Советов надел старую форму и кинул бизнесмена на 3,5 млн. И такой человек работал в прокуратуре 7 лет. Как такие люди были приняты? Причина - ненормальная система отбора. По ней невозможно оценить, что из себя представляет кандидат, какие у него личные деловые качества. Все зависит от человеческого фактора. Понравился - принимают», - сетует генпрокурор.
Сейчас систему планируется изменить. Кандидат будет писать два эссе - о жизненном опыте и на заданную тему, решать кейсовые задачи, сдавать психотест. «Так мы получим IQ кандидата и полное представление о нем. Все эти процедуры выложили в интернет. У нас порядка 200 вакансий, мы будем принимать, - похвастал новой системой отбора Асанов. - Карьерное продвижение пойдет тоже по новому принципу. Для этого создаются пулы, к примеру, 30 лучших гособвинителей. Кто попал в эти пулы - у них будет приоритет на все ключевые должности в генеральной прокуратуре, в Астану, в Алматы».
Но тут же, мгновенно погрустнев, признался: даже эти 200 специалистов, которые напишут эссе, сдадут тесты и продемонстрируют свой IQ, «погоды не сделают». А обучать прокуроров - «долго и дорого». Выход, впрочем, генпрокурор уже видит - самообучение.
«Каждый прокурор, особенно те, кто хочет расти, обязан быть эффективным, знать технологии современного менеджмента. Читайте книги. «7 навыков высокоэффективных людей». Перед сном, утром, вот я рекомендую всем прокурорам. Я убежден, что вы станете другими, изменитесь, на многие вещи будете смотреть по-другому. Или, к примеру, «101 совет оратору». Именно так мы сможем поднять уровень компетенции, и говорить все на одном языке. Прокуроров областей, которые не будут понимать мой язык, я предупреждаю, нам будет сложно разговаривать», - заявил он. И поручил составить соответствующий список «учебной литературы».
Кроме того, будут созданы два реестра - добросовестных сотрудников и халатных. «Тех, кто показал себя, проявил инициативу, тот в реестр отличников, а тот, кто некачественно поддержал гособвинение, плохо рассмотрел дело, плохо ответил на жалобу – в реестр двоечников», - объяснил Асанов, подчеркнув, что при кадровом продвижении эти реестры будут учитываться.
К рассмотрению жалоб прокурорам надо подходить «с душой», поскольку «каждая жалоба - это крик души». «От того, как её рассмотрят, зависит доверие к власти. Надо, чтобы каждый гражданин стал нашим союзником. Даже когда мы вынуждены ему отказать по закону. Всё зависит от нашего языка. И умение подбора слов и умения убеждать. Витиеватые фразы, сухие ссылки, чёрствый, холодный язык. Люди не понимают наших ответов, как будто мы с разных планет. Не найдя понимания, идут в СМИ, международные организации. Как это исправить? Надо ответы давать на человеческом языке. Даже необразованный человек должен легко нас понимать. Все доводы заявителя обязательно надо нумеровать и по каждому доводу давать аргументированный ответ», - объяснил генпрокурор алгоритм действий.
Изменить тактику прокурорам нужно и в судах. Например, по мнению главы надзорного органа, сегодня «в гражданском процессе прокурор не нужен», поскольку «стороны равны и ни у кого не должно быть привилегий в виде прокурорской поддержки». «Здесь сокращаем свое присутствие по 26 шагу плана нации, участвуем только в двух случаях. Защищаем тех, кто не может сам, отстаиваем общество и государство. По гражданам понятно, это социально уязвимая категория. Это инвалиды, дети, старики. Те, у кого никого нет, кто мог бы отстоять их интересы. Что касается государства, то Конституция обязывает нас защищает интересы государства в суде. Это важно. Особенно когда дело касается экономической безопасности», - заявил Асанов.
К слову, не всегда в суде прокурору нужно настаивать на обвинительном приговоре. По мнению генпрокурора, если появились факты для оправдания - прокурор может отказаться от обвинения. Причин же, почему прокуроры упорно стоят на своем, таковы: «Первое: мы в плену у стереотипов. Раз направил дело в суд, значит, надо добиться осуждения. Именно это подрывает правозащитную роль прокуратуры, превращает ее в карательный орган в глазах населения. Отсюда и негатив в СМИ. Вторая причина: тупо требуем обвинения. На гособвинителя давит его руководитель. Ведь он поддержал арест, согласился с обвинением, направил дело в суд. То есть привязал себя к этому делу. Ещё раз предупреждаю: не надо бояться отказа от обвинения в судах. Наказанию подлежит виновный, а не тот, кто попал в поле нашего зрения».
Менять ситуацию решено комплексно, и в полном соответствии с современными тенденциями. Для чего решено внедрить в главном надзорном органе проектный менеджмент. И уже сформирован портфель из двух десятков проектов. В их числе - и новая система отбора кадров, и создание специального сборника «100 советов прокурора» - набор «рекомендаций для граждан по конкретным жизненным ситуациям: как не стать жертвой мошенника; как отследить жалобу в госорганах; что делать, если пришли с проверкой». Проект по борьбе с пытками - «Государство без пыток», нацеленный на искоренение пыток в уголовно-исполнительной системе; проект «К обществу эффективных жалоб» - по контролю за рассмотрением жалоб граждан. «Цель - повысить доверие населения, результат - довольные и счастливые люди», - гордо прозвучал финал презентации.
Отдельный проект будет запущен по жилищному строительству - «Долевое жилье без обмана», в рамках которого гражданам будут разъяснять, что единственной законной формой привлечения денег в строительство является именно долевое участие с соответствующим договором. «Если будет другой договор, то за все риски гражданин отвечает сам, никто другой, в том числе и государство, не вернет его деньги», - подчеркивают в генпрокуратуре.
Пулы образцовых прокуроров тоже станут спецпроектами. Причем отбор в них будет происходить постоянно, состав пула - меняться. Кроме карьерного продвижения, лучших ждут и другие «бонусы» - премия, награды, и даже ужин с генеральным прокурором. Генпрокурор на такое предложение отреагировал жестким наказом: «Вот тут часто просят перевести в Астану, Алматы, Генеральную прокуратуру, я всегда буду подсказывать и просить: вот попади в пул лучших, я ко всем обращаюсь. Чем энергию тратить на знакомых, лучше соберитесь и постарайтесь попасть к лучшим».