Цель размыта, координации нет, подозрение, что кругом воры – Дарига Назарбаева подвела итоги  e-learning

Тамара Вааль, Астана, Vласть

Система электронного обучения e-learningв очередной раз стала камнем преткновения между министерство образования и науки, АО «Национальные информационные технологии» и депутатами мажилиса парламента. Сегодня, на расширенном заседании комитета по социально-культурному развитию вновь пытались выяснить, на что потрачены 28 миллиардов тенге за три года. Но четкого ответа снова не последовало.

Систему электронного обучения в Казахстане начали внедрять еще в 2011 году, и к сегодняшнему дню в нее вложили 28 миллиардов тенге бюджетных средств. При этом, депутаты парламента неоднократно говорили, что e-learning– не работает, и деньги выделены зря. Совсем недавно на презентации трехлетнего бюджета в мажилисе депутат Гульжана Карагусова заявила, что раз чиновники не смогли показать, что система нужна и важна, на дальнейшее ее развитие парламентарии денег не дадут. Это подтвердила сегодня журналистам и вице-спикер мажилиса Дарига Назарбаева.

«А какой смысл давать деньги сейчас? Чтобы тупо покупать железо и оно простаивало?», - сказала Назарбаева.

И вот сегодня в стенах мажилиса еще раз решили разобраться: учли ли разработчики критику депутатов и стала ли лучше работать система e-learning? По мнению вице-спикера палаты Дариги Назарбаевой, изначальная ошибка разработчиков в неправильном названии программы.

«Я вам скажу, что вы неправильное название выбрали для вашей программы. Когда вы говорите e-learning, вы вводите всех в заблуждение, потому что все ждут электронные учебники и электронный способ подачи материала учителем на уроке. И получение материалов учениками на уроках. А вы все время e-learning говорите, при этом говорите: о директорах школы, об учителях, о журналах посещаемости и дневниках учеников. Но это никакого отношения к e-learning не имеет. Это администрирование школ. Значит, назовите это как-то иначе», - обратилась к разработчикам Дарига Назарбаева.

На это вице-министр по инвестициям и технологиям Аскар Жумагалиев отметил, что данный вопрос нужно адресовать в несколько иное ведомство, а точнее – министерство образования и науки.

«Мне кажется, это замечание министерство образования и науки примет и, возможно, поменяет название этой программы. Потому что, в конце концов, администратором этой программы является министерство образования и науки. Методологию, каким образом внедрять эту программу - должны определять специалисты из профильного министерства», - объяснил он.

Вообще, система e-learning вызвала очень много вопросов именно у Назарбаевой, которая задавала вопросы, а ее коллеги только кивали. Так, по словам председателя правления АО «Национальные информационные технологии» Руслана Енсебаева, на сегодняшний день 1159 организаций образования подключено к системе и 70% учителей уже используют электронное обучение.

«Сколько времени уходит на подготовку учителя, чтобы он умел работать с этой системой?», - задала в лоб вопрос вице-спикер.

«В рамках этого проекта было предусмотрено первоначальное обучение. Когда мы внедряли, мы проводили обучение и в процессе – консультационную поддержку через call-центр. Нужно сказать, что учителя активно участвуют, предлагают дополнительные изменения, чтобы система более удобная стала. Но надо в этом направлении еще дальше прорабатывать, подключать дополнительные институты», - заверил Енсебаев.

«А там, где системы не заработали, где проигнорировали. Там что сделали?», - продолжила она?

Но тут представитель НИТа признал, что не в их полномочиях предпринимать какие-либо меры.

Другой вопрос касался готовности и подготовки педагогов работать в системе электронного обучения. По информации директора департамента дошкольного и среднего образования, информационных технологий министерства образования и науки Жаныл Жонтаевой на сегодняшний день в стране насчитывается 293 тысячи педагогов, и только 8 тысяч ежегодно проходят повышение квалификации. Еще 10-12 тысяч каждый год приходят из университетов, но они также не готовы к e-learning.

«Вот с чего надо начинать! Ежегодно выпускаем 12 тысяч новых учителей, которые не знают этой системы. И их надо снова учить. Я к чему это: пока не подготовлены кадры, которые не умеют пользоваться вашей системой, это выброшенные в песок деньги. Вы свою систему создаете, разрабатываете, пытаетесь ее внедрить в системе образования, а система образования не готова сегодня по ней работать. Потому что они не договорились с вузами, которые готовят педагогов, чтобы внедрили параллельно этот предмет в институтах. И вы тоже должны были сами об этом позаботиться как разработчики», - возмутилась Назарбаева.

Депутаты пришли к единому мнению – сегодня полностью отсутствует комплексный подход к решению проблем.

«Сначала мы хотим видеть цель, которую вы перед собою ставите, потом уже с вами обсуждать деньги которые вам нужны для достижения этой цели, - обратилась вице-спикер к заказчикам и разработчикам программы. – Сегодня, когда мы говорим цель финансирование и освоение, у нас на первом месте освоение, а потом уже даже о результатах никто не хочет вспоминать, собственно никто и не знает какая задача стояла. Попытаем работать по-новому. На сегодня мы видим: координации нет, цель размыта, деньги непонятно куда деваются, у всех у нас подозрение что все кругом воруют. Подозрение. Потому что проверить мы не можем у нас нет индикаторов», - заключила она.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики