Дорога раздора

Айсулу Тойшибекова, Vласть

Фото автора

В понедельник в Алматы состоялись  общественные  слушания по вопросам строительства дороги, которая свяжет город с будущим горнолыжным курортом «Кок-Жайлау». Встреча сторонников и противников проекта выдалась нервной и лишний раз проиллюстрировала высокий градус антипатии между сторонами.


Мероприятие проходило в душном полуподвальном зале одной из гостиниц города, помещение не могло уместить огромного количества пришедших увидеть план проекта воочию.

Представители компании застройщика пригласили участников пройти регистрацию в 8:30 и начать обсуждение ровно в 9 утра. Уже в 8:16 в зале негде было яблоку упасть. Задолго до официального начала регистрации все сидячие места, коих в помещении было около сотни, оказались заняты.

Некоторые (преимущественно, девушки) запечатлевали момент, делая селфи на фоне толпы прибывающей людей. По ряду признаков складывалось ощущение, что больше половины присутствующих не бывали на Кок-Жайлау.

К 8:30 в зал стали подходить активисты движения «Защитим Кок-Жайлау» с плакатами в руках и синими лентами, приколотыми к одежде. Многие из них из-за недостатка места остались стоять в небольшом коридоре, а то и вовсе на улице. В воздухе быстро разносилось недовольство – активисты, которые опоздали на регистрацию, возмущались отсутствием свободных стульев, сидящие возмущались мятежом вновь прибывших.

С каждой минутой температура в помещении повышалась: то ли от высокой плотности на свободный сантиметр, а это - порядка ста пятидесяти человек на небольшой зал, то ли от нарастающего напряжения.

Неожиданно со стороны входа стали доноситься выкрики: «Кто пришел по приглашению акимата?». В зале кто-то вопрошал: «Кого привезли на двух автобусах?»

Из коридора тем временем доносилось: «Чиновники не способны пешком идти на склоны!»

Защитники Кок-Жайлау пытались выяснить, почему изменили время регистрации, "не предупредив общественность?"

В 9 часов наконец началось выступление главного инженера компании-разработчика Игоря Сухова. Он представил проект будущей дороги. Услышать его было практически невозможно – общественники заглушали его выкриками с мест. Кажется, чудом обошлось без массовой потасовки, хотя многие не стеснялись в выражениях.

В ходе выступления были озвучены и показаны технические характеристики дороги, ее маршрут и протяженность. Дорога в две полосы, протяженностью в 6023 метра. Нормативный срок строительства составит 32 месяца, но он может измениться в зависимости от финансирования и подрядчиков. Стоимость проекта обойдется, по приблизительным подсчетам в 16 млрд. тенге.

После того, как господин Сухов закончил свой доклад, можно было задавать вопросы. Но часть активистов движения «Защитим Кок-Жайлау» к этому моменту уже покинула слушания. В знак протеста.

Администратор, в чьи обязанности входило отдавать микрофон желающим задать вопрос, был сконфужен. Каждый требовал право на выражение собственной позиции. Вопросы защитников Кок-Жайлау в основном касались экологии и вызывали раздражение у их оппонентов. Последние то и дело выкрикивали (снова с мест): «Это не имеет никакого отношения к дороге!»

На трибуну вышел небезызвестный Мэлс Елеусизов, который категорично выразил свою точку зрения относительно проекта, назвав его «большим спектаклем и враньем». Немногим ранее экономист Петр Своик высказался по поводу пропускной способности дороги, отметив, что такой важный момент не предусмотрен в плане. И вновь всплеск выкриков и негодования. Особо эмоциональные кричали: «Дороге быть!» Оппоненты отвечали кричалкой «Позор!»

Слушания закончились также сумбурно, как и начинались, оставив у сторонних наблюдателей и журналистов ощущение обескураженности. В таких случаях бурные дебаты принято резюмировать формулировкой о том, что стороны не пришли к консенсусу.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики