После январского интервью с казахстанским музыкантом Алимом Заировым, Vласть продолжила следить за его творчеством и недавно узнала, что Алим написал музыку для голливудского фильма «Ограбление по-американски» (American Heist), в котором играют известные актеры Эдриан Броуди, Хейден Кристенсен и музыкант Akon.
Как ты уже говорил, ты написал музыку для фильма «Ограбление по-американски». Расскажи, как так вышло и с чего все началось?
В начале весны, уже после выхода альбома, я стал понимать, что нужно двигаться дальше. В интернете стал искать какие-то варианты, чтобы вывести свою музыку на новые ступени и новые площадки. Мои друзья и близкие всегда говорили мне, что я пишу очень кинематографичную музыку. Да и самому всегда хотелось попробовать себя в действительно большом кино.
Про фильм «Ограбление по-американски» я узнал как раз незадолго до релиза своего дебютного альбома. Мне всегда было симпатично творчество Броуди, и я интересовался его новыми работами и проектами. Когда узнал, что у фильма российский режиссер — Сарик Андреасян, то решил написать ему в Facebook. Первый раз я написал ему в канун нового года, но он не ответил. Прошло время, и, уже в новом году, я написал ему вновь. На следующий день он ответил и перенаправил к музыкальному продюсеру Арташесу Андреасяну, который работает со всеми фильмами компании Enjoy Movies. Я написал ему, выслал свои записи и он сказал, что обязательно послушает.
Проходит какое-то время, и он отвечает, что работы мои достаточно интересные, и он готов начать сотрудничать. Я сразу решил познакомить Арташеса с Романом Вишневским, музыкантом, с которым мы совместно записывали мой альбом. Он послушал его работы, и через какое-то время мы получили наш первый проект — фильм «Мафия», который сейчас находится на стадии съемок. А ближе к концу апреля, мы получили техническое задание уже для «American Heist».
Когда Арташес сообщил мне о том, что мы с Романом будем работать над «Ограблением по-американски», то первые пять минут я был буквально в ступоре. Конечно, это радостные и незабываемые ощущения. Мы с Ромой договорились, что он будет отвечать за те части, где будет много действий и экшна, а на мне будут лирические моменты. В общей сложности, мы написали час и одиннадцать минут музыки для нашего фильма. Писали около трех недель, полностью отключившись от внешнего мира. Кстати, наш саундтрек будет звучать вперемешку с песнями рэпера Akon, который также снимается в этом фильме.
В какой момент съемок вы подключились к работе?
Музыка начинает писаться после того, как у композитора есть черновой вариант монтажа. Нам как раз выслали эту версию, и мы по ней работали. У нас были очень сжатые сроки. Самая первая задача, которую нам дали — написать музыку к последним 27 минутам, которые были кульминацией фильма.
А можешь про свои задачи рассказать?
После двух дней, когда спали эмоции, я целиком и полностью включился в работу. Было множество сомнений на счет тех, или иных сцен, был большой страх не справиться. Но в какой-то момент я убедил себя, что ничего смертельного нет, и я справлюсь. Конечно, я что-то писал и переписывал. Мы созванивались с Арташесом и он подсказывал мне где правильно, где неправильно. Это был потрясающий опыт, я научился многим техническим моментам.
Вообще, композитор — это один из трех главных людей, кто создает фильм. И мне нужно было максимально прочувствовать своих персонажей, их истории и судьбы, найти правильный подход к инструметам музыкального повествования, чтобы в полной мере передать посыл режиссера. Прежде всего, мне нужно было показать взаимоотношения двух братьев.
В фильме, в центре внимания два брата младший — Джеймс и старший — Френки. Младший брат всячески пытается устроить свою жизнь — встречается с девушкой, работает автомехаником и мечтает о своем бизнесе. В это время старший брат — Френки выходит из тюрьмы и пытается наладить отношения с младшим, чему тот препятствует, поскольку из-за старшего брата сел в тюрьму на 16 месяцев. Тем не менее, у Джеймса не выходит начать новую жизнь, банки отказывают в кредитовании и Френки предлагает пойти на преступление в последний раз. И это преступление станет одним из самых кровавых и драматических налетов в истории Америки.
Выполнить свою задачу было достаточно сложно. Я бы не хотел себя хвалить, но мне кажется, что все получилось так, как нужно. Самым сложным моим экзаменом будет просмотр фильма в кинотеатре. Я не смогу спокойно смотреть на экран, взгляд будет прикован к лицам зрителей.
Как у тебя сложились отношения с Сариком Андреасяном?
Вообще, большую часть времени мы контактировали с музыкальным продюссером. Арташес сразу сказал, что Сарик в вопросы музыки не вмешивается, потому что всецело доверяет ему. Но, так или иначе, все наши партии режиссер не оставлял без внимания и постоянно комментировал по электронной почте. Кстати, их семью очень многое связывает с Казахстаном. Они достаточно долгое время прожили в Костанае.
Пробовал ли ты до этого связываться с режиссерами или это была твоя первая попытка?
Это был первый человек, которому я написал прямо и, практически сразу начал работать. Конечно, я пытался поработать с казахстанскими режиссерами, но как-то дальше разговоров не заходило. Вообще, я никогда не устану повторять, что нашему поколению крупно повезло родиться в век абсолютного отсутствия виртуальных границ между государствами и континентами. Нет никаких рамок и ограничений, все зависит только от человека и его желаний. Я не располагаю супер связями, мне помог только интернет. Конечно же, своим примером я хотел бы воодушевить тех, кто отчаялся в своих попытках прийти к чему-то серьезному и опустил руки.
Какой реакции ты ожидаешь после премьеры фильма в Казахстане?
Роман Вишневский мне сразу сказал, чтобы я был готов к абсолютно разной реакции людей. Чтобы я был готов и к восторгам, и к зависти, и к тому, что кто-то не так воспримет и будет выражаться крайне негативно относительно нашей работы. Скорее всего, так и будет. Но я готов ко всему — всем ведь точно уж не понравишься.
Ты уже имеешь представление о перспективах, которые перед тобой могут открыться?
Работа над голливудским фильмом, где играет оскароносный актер — это сильный перелом в жизни, это путевка в нее, и это очень сильно обязывает. Я очень надеюсь, что моя работа придется зрителям по душе и найдет отклик в их сердцах. По идее, после сдачи этого фильма, у нас все только начнется. Сейчас у нас будет небольшой перерыв перед продолжением работы над фильмом «Мафия». Вообще же, я никогда не гнался и не хочу гнаться за популярностью, я хочу, чтобы моя музыка на том или ином уровне обретала своего слушателя. Я просто хочу продолжать делать то, что делаю. Но это ни в коем случае не останавливает меня от дальнейших шагов. И мне приятно именно с этим проектом заявлять о нашей стране на международной арене.
С какими режиссерами ты еще хотел бы поработать? Хотел бы поработать с режиссерами сериалов?
С Крисом Ноланом, конечно же. Куароном, Финчером, Клинтом Иствудом. Это все, конечно же, амбициозно звучит, но я буду стараться попасть к ним. Что касается сериалов, у меня очень предвзятое отношение к ним. Я точно не знаю почему, но они вызывают у меня отторжение. Я не смотрел ни одного из самых трендовых сериалов. Ни Теорию большого взрыва, ни Игры престолов. Каждый композитор выбирает для себя определенный жанр, и, я считаю, ему и должен следовать. Для меня это лиричное, историческое кино, возможно — остросоциальное. В общем, любое, где нужно работать с чувствами героя.
Помню, ты говорил, что собираешься работать с лейблом Flowers Blossom In The Space. После работы над фильмом ты не передумал заниматься обычной музыкой и работать с лейблом?
Мы как раз говорили с ребятами с лейбла во время начала моей работы над фильмом, и я понял, что альбом и концертная деятельность пока может подождать. Я не хотел упускать этот момент и попросил отложить этот разговор. Вообще, мне нравится писать музыку к фильмам, и просто музыку. Я все никак не могу найти время, чтобы сесть и приготовить нормальную концертную программу и проработать организационные моменты — хочу организовать концерт в одном очень уютном месте в Алматы. В общем, я буду стараться успеть везде.
Vласть также попросила Романа Вишневского, украинского музыканта, с которым работает Алим, рассказать о своих впечатлениях от совместной работы, в том числе над этим фильмом:
«Наша совместная работа с Алимом началась еще в прошлом году, с его альбома „RENOVAZIO“, в котором я выступил как аранжировщик и саунд-продюссер. С тех пор наше сотрудничество переступило целый лестничный пролет свершений — от маленьких зарисовок, до полнометражного кино. Любая работа двух творческих людей — это до ужаса тяжело. Но в нашем случае видение каждого дополняет друг-друга и сливается в цельный продукт, а любое противоречие рассматривается как альтернатива. Комфорт в работе, особенно интеллектуальной, — самый влиятельный на результат фактор, с которым в нашем тандеме нет никаких проблем.
Не люблю много говорить о том, что делаю, поэтому работу над „Ограблением по-американски“ могу охарактеризовать всего одним тезисом: „Невозможное — возможно“ и полученный за такое короткое время результат, результат титанического труда — это бесценный опыт и показатель выхода за рамки собственного мышления.
Интересным опытом оказалась полная свобода действий — никаких ограничений. Некоторые части концепции музыкальной драматургии рождались практически на ходу, и мы прописывали их импровизационно, полагаясь на эксперимент, который однозначно удался, строго по закону „первого впечатления“ или „первой мысли“, что очень важно в киномузыке (как и где-либо). Потому что обычно первая мысль является самой искренней.
Говорить о том, что были какие-то проблемы при написании музыки — неуместно, потому что сейчас эти вещи не кажутся проблемами. Всеми завершенными процессами в мире руководит любовь. И когда ты любишь то, над чем работаешь — проблем не возникает».