• 18109
Vласть пообщалась с одним из наиболее успешных менеджеров Казахстана, ресторатором Аскаром Байтасовым, управляющим директором AB Restaurants, крупнейшей ресторанной компании Казахстана. Он рассказал не только о своем бизнесе, но и его трудностях, о новых трендах на рынке, а также о планах, в том числе появлении в Казахстане крупнейших мировых брендов.

 

Адиль Джалилов, Vласть

 

Vласть пообщалась с одним из наиболее успешных менеджеров Казахстана, ресторатором Аскаром Байтасовым, управляющим директором AB Restaurants, крупнейшей ресторанной компании Казахстана.  

 

В составе этой группы: такие известные проекты, как сеть ресторанов Del Papa, «Бочонок», Augustin, «Клава, давай!», «Кружка», кофейни «Кофемания», чайная «Арома», а также Cafeteria, становящаяся своего рода культовым местом алматинской богемы.

 

Аскар Байтасов рассказал не только о своем бизнесе, но и его трудностях, о новых трендах на рынке, а также о планах, в том числе появлении в Казахстане крупнейших мировых брендов.  

 

V:  AB Restaurants уже 9 лет на рынке, а с 2007 года не просто активно, а можно даже сказать агрессивно развивается, объединив более 20 совершенно различных казалось бы кафе и ресторанов в различных ценовых сегментах и форматах. Каков «рецепт» столь успешного роста бизнеса?

 

А.Б.: Рост нашей группы очевиден, но вот об успехе говорить рано. Нам еще есть куда расти, еще многое впереди, есть чему учиться. Что же касается «рецептов», то вряд ли они оригинальны: мы стараемся быть достаточно открытыми, как для наших клиентов, так и для новых концепций, быть самокритичными, быстро внедрять идеи, экспериментировать, осваивать и формировать новые тренды.

 

Мы работаем в разных ценовых и тематических сегментах, что позволяет нам диверсифицировать клиентскую базу. При этом наша целевая аудитория остается в целом единой – средний класс+, современный горожанин, образованный, ценящий стиль и сервис, знакомый с европейскими кухнями и уровнем обслуживания. А это – наиболее быстро растущая, на мой взгляд, часть населения в крупнейших городах. Соответственно, нам это позволяет расти и не бояться реинвестировать в качество и новые проекты.

 

Наша компания создается по западным образцам, мы ориентируемся не на местный, а на международный уровень, что обязывает нас вкладывать в кадры и продукцию. Собственно, это рынок ценит, особенно в Алматы и Астане. Наши граждане успели попутешествовать, вкусить новые блюда, увидеть хороший сервис. Возвращаясь, они ждут и ищут такого же у себя на родине. Мы пытаемся ответить на этот вызов, воссоздавать европейский антураж, качество. Людям это нравится, и в итоге наши заведения становятся достаточно популярными.

 

V: Каковы планы по расширению Вашей сети?

 

А.Б.: В данный момент у нас строятся сразу десять объектов, то есть к концу году наша компания объединит более 30 различных кафе и ресторанов. При этом мы выходим за рамки «золотого дуэта» - обеих столиц. Так, очень скоро в Шымкенте откроются «Бочонок», «Del Papa» и «Кофемания». Кроме этого появится ресторан «Бочонок» в Актобе.

 

V: Соответственно, именно эти регионы Вы считаете наиболее перспективными и быстрорастущими?

 

А.Б.: Совершенно верно, юг Казахстана, Шымкент – самый густонаселенный регион, он интересует любого инвестора по умолчанию. Запад нашей страны, соответственно, тоже активно развивается, заселяется, а за счет роста доходов и миграции там появляются новые потребительские ниши.

 

Кроме этих регионов я бы назвал очень перспективными для любого, не только ресторанного бизнеса, Актау, Атырау, Караганду. Нам интересно попробовать в будущем рынки этих регионов.

 

V: Казахстанский рынок на удивление быстро и с энтузиазмом, на фоне наших «чайных» традиций, воспринял нишу кофеен. Какие новые форматы и кухни, на Ваш взгляд, наиболее перспективны в ближайшем будущем?

 

А.Б.: Я бы выделил именно алматинский рынок. Именно здесь «проходят испытания» новые идеи, тестируются и закладываются новые тренды ресторанного бизнеса. Алматы на сегодня самый развитый и разнообразный рынок.

 

Поэтому мы здесь начнем развивать наши новые концепции - булочную-кондитерскую – собственно, не ресторан, а магазин в несколько французском стиле. Это будет сетевой проект, а первый объект откроется скоро возле Театра оперы и балета. Помимо этого проекта, у нас появится ресторан кавказской кухни – идея казалось бы не нова, но мы постараемся привнести в нее свои фирменные нотки. А с учетом стабильной популярности кавказской кухни на нашем рынке, у нас есть все основания рассчитывать на успешность этого проекта. 

 

Здесь также интересно попробовать совершенно новые идеи – испанский, мексиканский ресторан. Думаю, в ближайшие годы рынок пойдет в это направление.

 

V: В Казахстане быстро стала популярной китайская кухня, однако пока рестораны, предлагающие ее, больше напоминают столовые. Есть ли планы в этом направлении?

 

 АБ: Согласен, этот сегмент рынка работает в очень демократичном формате, напоминая столовые. Однако народ идет туда, и я не исключение. А значит, людям нравится эта кухня. Поэтому резонным образом возникает идея – почему бы не подать эту же кухню, но в другом формате. Мы работаем и над этой  концепцией, но всегда есть сдерживающие факторы.

 

V: Например?

 

А.Б.: Наличие помещений, подходящих по размерам, расположению, цене. Несмотря на прошедший кризис, цены на недвижимость остаются высокими.

 

V: В Казахстане, как и, собственно, во всем бывшем Союзе, с падением качества образования все актуальнее становится проблема депрофессионализации. Как удается решать проблему кадров при столь бурном росте бизнеса?

 

 

АБ: Да, эта проблема есть везде, но, как я уже говорил, мы ориентируемся на западные стандарты, поэтому ведущих сотрудников мы стараемся привозить из Европы и Америки. У нас сейчас кухнями и управлением занимаются только западные менеджеры и повара. Именно они внедряют стандарты в менеджмент наших объектов.

 

В плане приготовления еды – конечно, местный персонал обучаем и вполне справляется, но в плане управления – это важнейшая составляющая данного бизнеса – мы опираемся пока только на западных специалистов. И этот подход оправдывает себя, позволяет нам держать качество на достаточно хорошем уровне во всех заведениях.

 

Это необходимо, во всяком случае, сейчас, так как в Казахстане нет соответствующей школы. Как Вы сами сказали, с кадрами, с сервисом в Казахстане довольно сложно. Поэтому мы хотим импортировать мировые стандарты и внедрить их в нашей стране.

Этот процесс мы осуществляем почти по всем направлениям – ведущие кондитеры, повара, управляющие – мы их везем с Запада, особенно на начальном этапе развития того или иного ресторана.

 

V: С активизацией Таможенного Союза, ЕЭП – ожидаете ли Вы возникновения трудностей, роста конкуренции на рынке? В частности появления больше крупных российских компаний?

 

А.Б.: Российские игроки уже успели зайти на этот рынок, а многие из них уже успели даже выйти. Это нас не пугает, как и вероятное усиление конкуренции. По-моему, оно  повлияет только положительно на наш рынок, особенно на сервис. А это, как Вы понимаете, первостепенно важно в данном бизнесе.

 

Кроме этого, если к нам не будут заходить международные, российские компании, появится стагнация, ничего не будет происходить интересного, мы будем вариться в собственном соку, а это губительно для любой экономики, пусть даже это осложнит жизнь местному бизнесу.

 

Да, усиление конкуренции, возможно, вытеснит с рынка мелких и слабых игроков. Но зато это неизбежно повысит требования к участникам рынка, повысит сервис. А это, повторюсь, в нашей отрасли приоритетный фактор.

 

V: Продолжая тему «внешней экспансии», когда, по Вашему мнению, стоит ожидать захода в Казахстан крупнейших, глобальных сетевых брендов?

 

А.Б.: Мы видим, что у нас уже появляются такие мировые бренды как KFC, Burger King. Очевидно, что это тенденция – казахстанский рынок становится интересным для крупнейших игроков рынка fast-food…

 

V: Между тем, все эти бренды уже давно есть в России, в Украине, даже на маленьких рынках балтийских стран или Грузии…

 

А.Б.: Есть целый ряд сдерживающих факторов: объем рынка, потребительская культура, законодательство и др. Кроме того, здесь многое зависит от владельцев франшиз. Приобретя франшизу для работы на западном рынке, они, конечно, могут заинтересоваться освоением наших рынков, но для них это достаточно высокие риски в условиях дорогой франшизы, и у них нет права на ошибку. Этим можно объяснить консерватизм и осторожность таких компаний: они сначала всегда будут пытаться работать на тех рынках, на которых удобно и предсказуемо.

 

Вероятно, следующим их шагом будет попытка войти в страны СНГ, в том числе в Казахстан, чтобы расширить географию, занять ниши. Однако пока, увы,  в ряду самых привлекательных рынков Казахстан не является приоритетным.

 

Кстати, упомянутые Вами балтийские страны - вполне релевантны для таких инвестиций, и в первую очередь – за счет синхронизированного законодательства с правилами ЕС, за счет опять же предсказуемости рынка и высокого уровня культуры потребления.

 

Конечно, Казахстан постепенно становится интересен крупным мировым игрокам, но медленно. Так, например, объем рынка, с одной стороны, изменить невозможно. Однако на любом рынке есть так называемый естественный прирост. Я уже говорил об этом: например, за счет роста туризма, причем не только въездного, но и выездного - повышается число тех, кто желает большего, хочет тех стандартов. Плюс рост доходов – в итоге формируется «культура рынка», « культура потребления», этот показатель развивается.

 

Иначе говоря, если раньше в ресторан ходил каждый пятый, то теперь, скажем, каждый третий. Это повышает объем рынка за счет роста клиентской базы и в денежном выражении. Но все равно, повторюсь, по этому показателю Казахстан пока далеко позади той же Европы.

 

V: А законодательные моменты, которые Вы упомянули? Насколько они сказываются на казахстанском инвестиционном климате?

 

А.Б.: Я бы конкретизировал: не только законодательные, но и процедурные моменты, причем в первую очередь. На Западе бюрократия - намного проще. Там легче выполнить весь минимальный формальный пакет не только бизнесмену, но и обычному гражданину. А для предпринимателя такие вопросы, как согласование, справки, сертификации, лицензии, проверки – в Европе и США решаются в разы быстрее и проще, чем у нас.

Разумеется, прогресс у нас есть и в этом, но постепенный. Мы тоже медленно, но верно придем к их уровню, но пока, увы, в этом плане мы тоже малоконкурентоспособны – именно в плане схемы отношений – государство-бизнес. Там государство четко понимает, что живет за счет налогов, и упрощает жизнь бизнесу, минимизируя требования.

 

V: Вы недавно приехали из США в составе группы казахстанских бизнесменов, где встречались с международными компаниями. Есть ли какие-нибудь новости, планы?

 

А.Б.: Да, американское консульство приглашало нас недавно в США, и там состоялись ряд знаковых, интересных встреч и переговоров. Пока могу лишь сообщить, что мы ведем переговоры с крупными американскими компаниями по поводу приобретения франшиз и развития их на нашем рынке. В частности речь идет об очень глобальной ресторанной компании. Они приедут до конца апреля сюда изучить рынок, наши возможности. Пока это стадия переговоров.

 

V: Можете назвать конкретные бренды?

 

АБ: Среди тех, с кем мы ведем переговоры – известный мировой бренд - Hard Rock Café. Их представители также в апреле приедут в Казахстан для переговоров с четырьмя казахстанскими компаниями, включая нас. Они хотят открыть свои рестораны в Алматы и Астане, начать освоение нашего рынка. Как вы знаете, это - крупная международная сеть, работающая с 1971 года. Причем, в Москве, к примеру, эта сеть открылась уже 9 лет назад. Между тем планирующийся заход такого бренда в Казахстан – событие достаточно знаковое. 

 

Наши казахстанские компании, соответственно, с большим интересом отнеслись к планам Hard Rock Café и других мировых игроков.

Свежее из этой рубрики