Предвыборная агитация: одним выстрелом не победить

Маргарита Бочарова, Vласть

Фото Жанары Каримовой

В четверг известные казахстанские политологи на "круглом столе" в Алматы подвели итоги агитационной кампании политических партий. До её завершения остается несколько часов, а суббота в Казахстане будет "днем тишины" перед выборами.

Давать оценку агитационным стараниям шести партий, которые примут участие в грядущих выборах, начал главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при президенте Юрий Булуктаев. Внимательно изучив политический дискурс лидеров и представителей казахстанских партий - в том числе, в ходе недавно состоявшихся теледебатов - политолог пришел к выводу, что «субъектность партий не носит ярко выраженный характер - на лицо дефицит идейной состязательности».

При этом только одна политическая партия была названа счастливым исключением: «Незыблемость идеологических позиций можно отметить только у принадлежащей левому флангу КНПК», - заявил Булуктаев. У других партий им была отмечена или противоречивая идеологическая позиция, или вовсе отсутствие таковой. Идеология партии «Нур Отан» была, к слову, определена им как сочетающая в себе консервативный либерализм, социал-демократические и центристские взгляды.

Представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов согласился с Булуктаевым: «Ярче всех выступила КНПК, ОСДП слабо сработала из-за собственных проблем. Им особо никто не вставлял палки в колеса - они сами себе их вставили». Он убежден, что отечественным политическим партиям жизненно необходима смена управления агитационными кампаниями, поиск в этом контексте новых технологий и привлечение внешних специалистов.

Леся Каратаева, главный научный сотрудники КИСИ при президенте, изучила предвыборную активность политических партий в социальных сетях. Из ее доклада аудитория узнала несколько неизвестных доселе фактов о некоторых политических партиях: например, то, что КНПК из всех соцсетей наиболее активно продвигает собственные идеи в YouTube, «Ауыл» предпочитает в своей предвыборной агитации полагаться только на возможности Instagram, а ОСДП чаще всего агитирует в Twitter, где у нее наименьшее число подписчиков - всего 82 человека.

Исследование социальных сетей привело Каратаеву к ожидаемому выводу о том, что политические партии, «несмотря на весь накопленный мировым сообществом опыт» просто «механически перенесли все практики из реального пространства в пространство виртуальное». В результате, те же лозунги и баннеры не вызвали никакой более или менее заметной активности интернет-пользователей, констатировала она.

Более креативные способы предвыборной агитации изучил директор общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев. Эксперт сразу же отметил, что и нестандартные методы агитации отечественные политические партии использовали «механически». В качестве примера он привел столь популярные нынче флешмобы, которые в действительности отжили свое еще пару лет назад. Полетаев подчеркнул, что с точки зрения политтехнологий креативный подход - понятие довольно неоднозначное. «Есть опасность, что какие-то креативные вещи, на самом деле, просто мимо кассы пройдут», - заявил он, напомнив, что работа на выборах - это реальный каждодневный труд, и «одним выстрелом что-то придумать и победить не всем удается».

Эксперт заметил также, что ни одна политическая партия в ходе кампании не смогла организовать хоть одну запоминающуюся общереспубликанскую акцию - попросту не хватило финансов. Тем не менее, позитивные итоги, по его мнению, все же есть: «Все партии так или иначе попытались в рамках возможного проявить свои креативные способности <…> надо признать, что инструментарий избирательных кампаний, агитационных кампаний за счет нынешних выборов все равно был расширен», - сказал политолог. «Нельзя сказать, что кто-то из шести партий полностью провалил свою агитационную кампанию», - резюмировал Полетаев.

Независимый эксперт Нурлан Искаков также высказался о кампании, указав на еще один недостаток предвыборной работы политических партий: «Такое создалось впечатление, что одна партия не заглядывала в программу другой партии». По его мнению, партии таким образом упустили прекрасную возможность качественно дополнить свои политические программы и, тем самым, завоевать больше голосов избирателей. «Все шли параллельными курсами, и никто никого не трогал, хотя на самом то деле можно было бы сыграть на отдельных недочетах программ партий <…> Конкурент с конкурентом никоим образом, извините за тавтологию, не конкурировал»,- подчеркнул Искаков.

Выборы в мажилис и маслихаты пройдут в Казахстане в воскресенье, 20 марта.

Обозреватель интернет-журнала Vласть

Еще по теме:
Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Loading...