Закрепить имя президента в Конституции, его достижения, возможно, переименовать аэропорт Астаны или саму столицу – это небольшая часть предложений, которые предлагают дополнительно внести в главный закон страны депутаты парламента. Свое мнение они выразили в пятницу в ходе совместного заседания палат при рассмотрении поправок в Конституцию в первом чтении. Vласть выбрала основные предложения депутатом мажилиса и сената.
Депутат мажилиса Бактыкожа Измухамбетов:
В ходе обсуждения послания Елбасы общественность высказала свои пожелания и предложения, одно из которых касается основных требований к кандидату в президенты Республики Казахстан. Немыслимо, что в статье 41 Конституции среди квалификационных требований кандидата на должность президента страны отсутствует требование о наличии высшего образования. Даже для самой низовой ступени государственной службы предусмотрено наличие высшего образования, а к президенту, управляющему страной, отсутствует. Поэтому есть конкретное предложение внести в Конституцию в число основных требований к кандидату в президенты обязательное наличие высшего образования. Можно сказать, что это исключит возможные казусы в будущем.
Депутат мажилиса Бакытгуль Хаменова:
Три месяца назад с этой трибуны я выступала в поддержку группы депутатов обеих палат парламента, подписавших обращение о необходимости принятия Декларации 25-летия Независимости Республики Казахстан, которую мы с вами в этом зале единогласно утвердили. В данном историческом документе мы предложили отметить в Конституции страны выдающийся вклад в строительство нашего государства первого президента - лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, а также отразить имя Елбасы в наименовании столицы и других важных объектов страны. В ходе всенародного обсуждения проекта конституционной реформы наши избиратели высказывались в поддержку данных инициатив. Звучали предложения о присвоении имени первого президента международному аэропорту Астаны, другим объектам и предприятиям. Наш Елбасы является инициатором стратегических идей и реформ, подлинным архитектором казахстанской государственности. И сегодня такие исторические понятия, как Независимый Казахстан и его первый президент Нурсултан Назарбаев в восприятии всего мира стали единым целым. В ходе выезда в регионы мы ещё раз убедились в том, что наши сограждане поддерживают нас и тоже выдвигают идею закрепления в Основном законе страны особую роль главы государства в становлении и развитии нашего независимого Казахстана, в создании новой столицы Астаны. Поэтому, считаю необходимым отразить в Главном законе страны неоценимую роль Елбасы, его исключительную значимость и предлагаю внести в число изложенных в пункте 2 статьи 91 Конституции незыблемых ценностей нашей страны не только государственную независимость, но и статус, принципы и преобразования Основателя и Лидера Независимого Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева.
Депутат мажилиса Азат Перуашев:
Выступавшая передо мной депутат Хаменова, другие коллеги предложили закрепить в Конституции статус и особую роль, которую сыграл и продолжает играть в становлении Независимого Казахстана его первый президент. Мы приветствуем предложение коллег и считаем его актуальным и обоснованным. Нужно уметь не только пользоваться плодами большого труда, но также признавать и ценить этот труд (…). В статье 49, вместо слова «функции», предлагается закрепить, что парламент «осуществляет законодательную власть». Это не техническая поправка, а норма, которая подразумевает соответствующие перемены в системе ветвей власти, с ясно выраженным акцентом. Или предложенная редакция статья 70 о том, что правительство слагает полномочия перед вновь избранным мажилисом – это требование практически увязывает состав правительства и его курс с итогами парламентских выборов по партийным спискам. Такое изменение однозначно обостряет конкуренцию на партийном поле и повышает цену победы на выборах.
Депутат мажилиса от АНК Наталья Жумадильдаева
Мы, депутаты, считаем, что сохранение и развитие межнационального и межконфессионального согласия должно быть одним из основных принципов Конституции. Поэтому я разделяю позицию о необходимости конституционных гарантий защиты и сохранения не только межнационального, но и межконфессионального согласия. В этой связи, мы, депутаты от Ассамблеи народа Казахстана, выдвигаем предложение в пункт 2 статьи 39 Конституции Республики Казахстан: признавать неконституционными любые действия, способные нарушить не только межнациональное, но и межконфессиональное согласие. Как справедливо подчеркнул глава государства – «путь нашей независимости - это путь ответственности всех ста сорока этносов за судьбу общей Родины». Более того, Ассамблея народа Казахстана убеждена, что это должно быть ответственностью и всех 18 конфессий. Поэтому мы вносим предложение о конституционном закреплении позиции по межконфессиональному согласию.
Депутат мажилиса Анар Жаилганова:
«Я всецело поддерживаю поправку в пункт 2 статьи 91 Конституции, где речь идет о незыблемости наряду с Независимостью, статуса первого президента – Лидера Нации Нурсултана Абишевича Назарбаева и основополагающих принципов деятельности Республики Казахстан. Ведь именно Елбасы явил миру новый облик Казахстана как независимого государства с международно-признанными границами, тем самым реализовав многовековую мечту наших предков. Благодаря несгибаемой воле Лидера Нации появилась наша особая гордость – новая столица Астана. Поэтому я поддерживаю данное предложение и призываю к этому своих коллег. Также мне хотелось бы вернуться к моему вопросу, который я задавала докладчику по поводу новой редакции подпункта 3 ст. 44-ой Конституции. Напомню, что согласно действующей редакции этой нормы, в компетенцию президента входит назначение министров иностранных дел, обороны, юстиции и внутренних дел. В предлагаемом законопроекте из данного перечня исключаются министры юстиции и внутренних дел. Если в отношении министерства юстиции это (передача полномочий президента по назначению министра - V), может быть, и оправданно, то что касается министерства внутренних дел, то я считаю, что назначение министра МВД должно остаться в самостоятельном ведении президента. Почему? Потому, что согласно Конституции, президент является гарантом безопасности граждан Республики. А министерство внутренних дел обеспечивает эту безопасность. Также глава государства является Верховным главнокомандующим. А МВД является военизированной организацией, в состав которой входит и Национальная гвардия. Поэтому предлагаю в подпункте 3 статьи 44 Конституции оставить назначение министра внутренних дел в самостоятельной компетенции президента. Прошу коллег поддержать данную поправку».
Депутат сената Дархан Калетаев:
«Отражение имени исторической личности имеет широкую практику и в США, и в Западной Европе. В 2008 году мною было озвучено предложение о переименовании международного аэропорта именем первого президента - лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева. Данная инициатива широко обсуждалась в обществе и получила, на мой взгляд, значительную поддержку. В этой связи предложения наших коллег по отображению первого президента в наименовании столицы и объектов страны представляется своевременной и актуальной. К тому же данное предложение нашло отражение в декларации 25-летия Независимости и получило широкую поддержку.
Депутат сената Ансар Мусаханов:
Призываю поддержать предложение дополнить пункт 2 статьи 10 Конституции следующим предложением: лишение гражданства допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам республики».
Как пояснил после совместного заседания палат руководитель совместной комиссии парламента, депутат мажилиса Нурлан Абдиров, ко второму чтению комиссия внимательно рассмотрит все озвученные предложения и, возможно, часть из них будет внесена в Конституцию.