Первые судебные слушания в Австрии по делу Рахата Алиева могут пройти в первой половине 2015 года - адвокат

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Прокуратура Вены в ближайшее время может предъявить обвинения Рахату Алиеву и его сообщникам. Следствие собрало достаточное количество доказательств и расценивает их, как неопровержимые. Алиев продолжает дискредитировать следственные материалы, но не оспаривает инкриминируемые ему обвинения в убийстве людей.

Об этом корреспонденту Vласти рассказала Анна Цайтлингер, адвокат из команды адвокатского бюро LANSKY, GANZGER + partner, представляющего интересы потерпевших и гражданских истцов в уголовном деле об убийстве топ-менеджеров «Нурбанка».

«Я могу подтвердить появление сообщений в наших СМИ о том, что прокуратура Вены в скором времени предъявит обвинение Рахату Алиеву, Альнуру Мусаеву и Вадиму Кошляку. Об этом сообщало многие СМИ (...) со ссылкой на источник в министерстве юстиции Австрии и со ссылкой на комментарий, который был дан в прокуратуре. Но официальные комментарии для прессы по содержанию отчета о намерениях правоохранительные органы сейчас не вправе давать», - отметила Цайтлингер.

Адвокат сказала, что представителям потерпевших известно о том, что отчет о намерениях прокуратуры, после рассмотрения верховной прокуратурой Австрии и министерством юстиции, а там в так называемом „совете старейшин“, который состоит из трех высококвалифицированных юристов Австрии, включая омбудсмена по правам человека и верховного прокурора, был согласован и направлен обратно в прокуратуру города Вены.

«Проект отчета о намерениях, который был предложен прокуратурой Вены, как мы поняли, был согласован, но мы не знаем, какие аспекты он в себе содержал. Судя по документам прокуратуры Вены, поступивших в материалы уголовного дела в прошедшие месяцы, прокуратура Вены инкриминирует Рахату Алиеву, Альнуру Мусаеву и Вадиму Кошляку совершение двойного убийства, а также действия, связанные с похищением менеджеров Нурбанка, Жолдаса Тимралиев и Айбара Хасенова, лишением свободы, тяжким вымогательством и т.д., в то время как двум другим соучастникам Виктору Сапожникову и Тулегену Имашеву инкриминируются соучастие в действиях, связанных с похищением и лишением свободы. В нашем понимании, это именно те статьи, которые прокуратура Вены предлагала в своем отчете. Опять же из сообщений СМИ мы узнали, что и сторона защиты тоже ожидала, что обвинение будет предъявлено», - рассказал собеседник.

Она также заметила, что отчет о намерениях прокуратуры был выстроен на серьезной базе: «Прокуратура говорила о замкнутой цепи улик, представляющих собой неопровержимые доказательства. И, несмотря на то, что сейчас еще проводятся следственные действия, основная канва улик и доказательств уже сформирована. Причем, она была у следствия уже к моменту их задержания».

Пока же ни прокуратура, ни суд не оповещала потерпевшую сторону о скором предъявлении обвинений и начале судебных слушаний, но, по словам Цайтлингер, их график будет понятен уже в начале 2015 года, после принятия обвинительного заключения и после того, как пройдет процесс оспаривания, если кто-то будет подавать жалобу. Первые судебные слушания могут состояться уже в первой половине будущего года.

Кроме того адвокат рассказала, что позиция Алиева в отношении следствия не изменилась: «Она по-прежнему сводится к дискредитации всего собранного следственного материала, причем как казахстанскими, так и австрийскими властями. Но ничего нового со стороны защиты я не услышала, никаких новых аргументов за последние полгода мы не видели. Мы убеждены, что позиция защиты не продержится. И это не только наша позиция, но и видения следственного органа и органа обвинения, подтвержденная за последние месяцы и решениями нескольких уровней австрийских судов».

Она пояснила, что следствие провело тщательную и качественную проверку обстоятельств дела в Казахстане. Причем, австрийским правосудием и следственными органами она была проведена в форме собственного расследования и они сами собирали доказательства.

«Сопоставив хронологию событий с собранными фактами и другими материалами, обвинение пришло к выводу, что заявление о политическом преследовании подозреваемых безосновательно, а в аргументах защиты оно не видит какой-то реальной фактуры. И, что самое главное, аргументация подозреваемых никак не оспаривает факт обвинения в убийстве людей и правомерности предъявляемых ему обвинений», - заметила Цайтлингер.

Помимо этого, она рассказала, что в отношении потерпевшей стороны, в частности, Армангуль Капашевой, возглавшяемого ей фонда «Тагдыр» и адвокатов, Алиевым через защитнков нередко вбрасывала поддельные документы и делались ложные заявления. Это показалось Цайтлингер странным, поскольку адвокаты защиты достаточно квалифицированные специалисты: «Нас пытались дискредитировать по вброшенным документам, которые имели поддельное происхождение. Далее, один из защитников Рахата Алиева утверждает, что мы были вовлечены в подделку каких-то доказательств совместно с правоохранительными органами Казахстана. Это было чистейшей неправдой. Мы обратились в австрийский суд и добились обеспечительных мер, которые запрещают стороне защиты делать подобные высказывания».

Цайтлингер отметила, что адвокатское бюро подготовило заявление о возбуждение уголовного дела по подозрению в клевете и подделке документов: «Речь идет об электронной адвокатской переписке. Мы уже инициировали несколько судебных мер на этой неделе, и на этой же неделе собираемся обратиться за возбуждением уголовного дела», - резюмировала она.

15 января 2008 года Алмалинским районным судом Алматы Алиев, обвинявшийся в похищении топ-менеджеров «Нурбанка», а также в рейдерстве, был заочно приговорен к 20 годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима, конфискацией имущества, без права занимать государственные должности и осуществлять банковскую деятельность. 26 марта 2008 года военным судом Акмолинского гарнизона Рахат Алиев заочно приговорен к 20-ти годам лишения свободы. Суд признал Алиева виновным в действиях, направленных на насильственный захват власти и в ряде других военных преступлений. Алиеву удалось скрыться в Австрии, где позднее с иском против него в суд обратились родственники погибших.

Жолдас Тимралиев и Айбар Хасенов были похищены из головного офиса «Нурбанка» в Алматы 31 января 2007 года группой Рахата Алиева, который в тот момент фактически был владельцем этого банка, после некоего инцидента. Следствие установило, что похищенных несколько дней содержали в плену, пытали, издевались над ними. Трупы, найденные в 2011 году в окрестностях Алматы, были идентифицированы следствием, как тела банкиров.

Дважды австрийские власти отказывали Генеральной прокуратуре Казахстана в экстрадиции Алиева.

6 июня 2014 года земельный суд Вены арестовал Рахата Алиева, Альнура Мусаева и Вадима Кошляка. Ордер на арест был выдан ещё 19 мая. Он предполагал, что лицо, находящееся в зоне Европейского союза, может быть задержано в любой стране союза и передано в Австрию для дальнейших следственных действий. После этого арест продлевался несколько раз. В случае, если суд установит вину подозреваемых, им грозит наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики