10 декабря Ташкент с официальным визитом посетил президент Российской Федерации Владимир Путин. Накануне встречи были известны два главных вопроса повестки дня - экономическое и военное сотрудничество.
Уже через несколько часов после начала визита стало известно, что Россия спишет Узбекистану долг в 865 миллионов долларов, Ташкент вернет всего 25 миллионов. Соответствующее соглашение об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств подписали глава российского Минфина Антон Силуянов и его узбекский коллега Рустам Азимов.
Такие долги - из начала 1990-х, образовавшиеся во многом по вине тогдашнего руководства России, давно уже списаны большинству, если не всем, бывшим союзным республикам. Эти долги связаны с ситуацией, в которой оказались все постсоветские страны после развала рублевой зоны. Ранее Россия списала Таджикистану 242 миллиона долларов долга, Киргизии —489 миллионов, Афганистану — 12 млрд долларов.
По итогам переговоров в Ташкенте стало известно о том, что Евразийский экономический союз и Узбекистан проведут консультации о начале переговоров по созданию зоны свободной торговли. Примечательно, что до этого официальный Ташкент придерживался стратегии двустороннего сотрудничества. Правда, пока это лишь заявление. Из реальных итогов встречи - подписание межправительственного соглашения об основных направлениях развития и углубления экономического сотрудничества на 2015-2019 годы между Россией и Узбекистаном, а также озвученные цифры - товарооборот между Россией и Узбекистаном в 2013 году составил 4,6 млрд долларов, а по итогам 9 месяцев текущего года увеличился на 8%.
"Мы сегодня в ходе переговоров отметили, что меняется, и меняется к лучшему, структура нашего товарооборота, в нём растёт доля товаров с повышенной добавленной стоимостью. Как я уже сказал, показатели достойные, есть и резервы. Вектор такой работы на расширение сотрудничества определён в подписанном по итогам переговоров соглашении об основных направлениях развития экономического сотрудничества на 2015–2019 годы. В нём намечены приоритеты взаимодействия на предстоящий период, включая механизмы поддержки совместных программ. Ожидаем, что заметный вклад в углубление двусторонней торговли внесёт выполнение планов по увеличению поставок сельхозпродукции на российский рынок из Узбекистана. С этой целью в республике имеется в виду развивать инфраструктуру для переработки агросырья" - цитирует Владимира Путина пресс-служба Кремля.
Между тем, эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев считает, что Москве необходимо импортозамещение, в частности по сельхозпродукции, в той же степени, как и Ташкенту – гарантированные рынки сбыта этой продукции.
"К сближению с партнерами по СНГ Узбекистан подталкивает понимание руководством республики быстроменяющейся ситуации в окружающем мире. Это продолжающийся рост конфликтов и понимание истинных источников этих конфликтов, растущие напряженность и геополитическое соперничество на глобальном и региональном уровнях. Узбекистан остается верен своему главному принципу внешней политики – приоритету двусторонних отношений над участием в каких-либо организациях. С 2013 года Узбекистан участвует в зоне свободной торговли СНГ, но события последнего года подталкивают к более тесному сотрудничеству с ТС/ЕАЭС. Вообще, внешняя политика РУз чрезвычайно прагматична, думаю, в Ташкенте все хорошо посчитали" - считает Князев.
Стоить обратить внимание и на другие темы переговоров, проблемы связанные с ситуацией в Афганистане, которая касается непосредственно всех стран региона, в том числе и Казахстан. В Ташкенте крайне озабочены активизацией ИГИЛ и в связи с этим возможными новыми угрозами в ИРА.
"После вывода из Афганистана сил международной коалиции туда могут проникнуть боевики ИГИЛ, для этого есть серьезные основания», — сказал Каримов на переговорах с Владимиром Путиным. "Серьёзным испытанием для стран, которые граничат с Афганистаном, и других близлежащих территорий станет вывод миротворческих сил АСЕМ из Афганистана до конца текущего года и в следующем году и связанные с ним вызовы, угрозы региональной безопасности и стабильности" - отметил Ислам Каримов.
По итогам встречи стало известно о том, что Москва и Ташкент подготовили целый ряд документов в военной сфере.
"Документы, упомянутые Владимиром Путиным, относятся, я думаю, к разряду ведомственных – по линии спецслужб, правоохранительных и оборонных структур. В общем-то, и до настоящего времени сотрудничество между РФ и Узбекистаном в сфере безопасности было весьма интенсивным, например, давно работает ежедневный обмен информацией между соответствующими службами в том, что касается национальной безопасности сторон. Всегда интенсивно работало ВТС, армия и силовые структуры Узбекистана за 23 года не поддались на предложения перейти, скажем, на натовские стандарты военно-технического обеспечения, оно было и остается ориентированным на собственное производство, приобретения в России, немного в Казахстане. Из западного ассортимента принято к использованию мизерное число наименований – отдельные категории приборов ночного видения, средств связи и т.п.
Новые соглашения, надо полагать, направлены на совершенствование и расширение этого сотрудничества и взаимодействия. Это обусловлено не только экономическими обстоятельствами. Даже в безалаберные 1990-е Россию объединял с Узбекистаном «афганский фактор», угрозы с афганского направления носят слишком общий характер для двух стран, да и для Казахстана, чтобы противодействовать каждому в отдельности. На характер сотрудничества в этой сфере никак не влияет прошлогоднее приостановление членства Узбекистана в ОДКБ, это решение пересмотру не подлежит, а российская сторона с этим статус-кво вполне согласна, судя по-всему, рассматривая ОДКБ как локальный механизм, не способный влиять на ситуацию во всем регионе. Анализ текстов заявлений двух президентов в Ташкенте позволяет прийти к выводу и о том, что обе стороны адекватно представляют возможные сценарии развития ситуации в Афганистане и столь же адекватно идентифицируют их режиссеров. Это, естественно, объединяет" - такого мнения придерживается эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев.
Одним из первых документов стало подписание протокола об обмене результатами исследований наркотических средств и психотропных веществ, изъятых из незаконного оборота. Через Узбекистан проходит так называемый „северный маршрут“, по которому афганские наркотики незаконно следуют в Россию и далее в Европу. Что касается общей повестки дня, стало известно, что кроме военно-технического сотрудничества и экономического у двух стран большие планы по сотрудничеству в ядерной сфере, сфере энергетики и подготовке кадров.