Кто добывает ПГС в устье реки Аксу?
О жадности и о реке. Часть 2
ФОТО Данияра Молдабекова

Данияр Молдабеков, Vласть

Летом 2017 года стало известно о небольшом поселке Ак-Кала Сайрамского района Южно-Казахстанской области (ЮКО). Через поселок проходит река Аксу, а около неё расположен скотомогильник - потенциальный очаг распространения сибирской язвы. Река в последние годы изменила русло, и приблизилась к скотомогильнику, расположенному на самом берегу. Съездив в Южный Казахстан, чтобы посмотреть как чиновники и надзорные органы исправляют ситуацию на деле, специальный корреспондент Vласти обнаружил, что очаг сибирской язвы – лишь вершина айсберга, а реке Аксу грозит экологическая катастрофа из-за активной добычи песчано-гравийной смеси (ПГС). В ноябре областная прокуратура сообщила Vласти, отвечая на письменный запрос, что недропользователей, занятых добычей ПГС в пределах водоохранных полос, выводят с этих территорий. Однако власти ЮКО (в том числе предыдущая администрация) заявляли о решительности в борьбе с незаконной добычей ПГС еще несколько лет назад, а окончательно водоохранные зоны и полосы были установлены лишь в июле 2017-го. Но спасение рек ЮКО, особенно реки Аксу, может не произойти не только из-за нерасторопности исполнительной власти, но и в связи с большими стройками и авторитетом иных владельцев добывающих компаний.

«Десять лет назад хорошо было. Потом начали строить дорогу «Западная Европа – Западный Китай».

Житель Сайрамского района Фарход (имя изменено – V) пытается найти нормальную дорогу в сторону поселка Ак-Кала. Пока ему это не удается: куда бы он ни повернул машину, поднимаются облака пыли. На этом участке берег реки Аксу – это сплошная полоса пыли, песка и камней. «Сейчас посмотришь, какие у нас дороги из-за этих карьеров. Убили их грузовиками. Везде ямы, пыль, котлованы. Там постоянно пыльно. Та же Ак-кала – они постоянно в пыли. Они (местные жители - V) по этому поводу коллективно президенту писали: результата нет», - говорит Фарход. Глядя на пустыри он добавляет: «Они сутками не останавливаются. Особенно грузовики марки Howo – они по 40-50 тонн могут забирать. Город Шымкент у нас камни берет. Там тоже строятся. «Риксос» (пятизвездочный отель – V) здесь камни покупал. Сейчас Шымкент-сити еще строят. А десять лет назад здесь хорошо было. Потом начали строить дорогу «Западная Европа – Западный Китай». А там же бетон. Камни в основном у нас брали, в Сайрамском районе».

Раньше, еще лет десять назад, Фарход и другие местные любили здесь отдыхать, устраивали маевку. «А сейчас вообще ужасно стало», - подчеркивает он.

Специализированный природоохранный прокурор ЮКО Данияр Магауин, говоря об огромном интересе к добыче ПГС, также указывает на активное строительство, которое ведется в городе Шымкент и в области. «В основном, почему добыча происходит? Потому что они [строительные материалы] востребованы на рынке: строятся дороги, Западный Китай – Западная Европа, сейчас дорогу на Сары-Агаш заканчивают. Везде нужны полезные ископаемые», - сказал Магауин Vласти.

Влияние строительства дороги на ситуацию с рекой Аксу отметил и руководитель отдела предпринимательства Сайрамского района Шухратулла Убайдуллаев. «Если у старожилов спросишь – там (в устье реки Аксу) такие заросли были! А когда стройка дороги «Западная Европа – Западный Китай началась», весь камень на нее угрохали. И стройка (дороги – V) ведь продолжается», - сказал Убайдуллаев. Всего для строительства участков «Шымкент – гр.Жамбылской обл.» и «гр.ЮКО – Тараз – гр.Алматинской обл.» дороги подрядными организациями было использовано 4 804,4 тыс.м3 песчано-гравийной смеси. Эти данные, отвечая на запрос Vласти, сообщили в министерстве по инвестициям и развитию.

Однако, как сказал Магауин, контракты на добычу ПГС в природоохраных полосах выдавались в самом начале 2000-х, то есть до начала строительства казахстанского участка дороги «Западная Европа – Западный Китай» (оно началось в 2009 году – V). «В полосе добыча запрещена. Но несколько недропользователей, которым акимат [области] выдал [контракты] в свое время, сидят в полосе», - сказал Магауин.

Что это за недропользователи?

Vласти удалось узнать, какие компании ведут добычу ПГС в устье реки Аксу. Эту информацию сообщили два источника: руководитель Южно-Казахстанской региональной инспекции геологии и недропользования Тлеухан Джумагулов и анонимный источник в акимате ЮКО. Джумагулов, комментируя поведение добывающих компаний, среди прочего, сказал: «Раньше, еще в начале нулевых годов, ширина реки Аксу составляла 40-50 метров, сейчас – около 200-300 метров. Берега, все берега, могут развалиться. А они (добывающие компании – V) туда заходят».

«Они» – это пять компаний: ТОО «МунайКурылысСервис» («МСК-ПГС»), ТОО «Айжарык Тур», ТОО «Казжабдык Курылыс» (ТОО «Казжабдык 2003», по данным источника в акимате ЮКО - V), ЧП «Алиев» и ТОО «Ниетiм Н». Среди них также значилось ТОО «BASS», но у него отобрали лицензию. Джумагулов, открыв карту Сайрамского района, говорит: «Вот речка Аксу. Вот, например, «Алиев» здесь воруют (стучит пальцем по участку на карте – Д.М.). «Айжарык Тур» здесь воруют (вновь стучит – Д.М.). «Казжабдык» здесь… Они все, знаете, если бы на своей контрактной территории работали, то такого бардака бы не было», - подчеркнул Джумагулов. Он также поделился контактами представителей этих компаний, но связаться, чтобы узнать адрес для отправки официального запроса, удалось только с тремя – «МСК-ПГС», «Айжарык Тур» и «Ниетiм Н». Было бы справедливо узнать их мнение по поводу этой истории, однако на запрос Vласти в этих компаниях не ответили.

Кроме того, изучив вопрос, удалось, среди прочего, узнать, что за большинством из этих компаний стоят очень сильные фигуры области. К примеру, в акимате ЮКО в качестве главы ТОО «BASS» назвали некоего Дальбекова М. Примечательно, что с начала 1990-х до 2013 года в органах внутренних дел Шымкента и ЮКО работал некто Кайрат Дальбеков, ныне начальник Департамента внутренних дел Мангыстауской области. В акимате Сайрамского района нам сказали, что он действительно связан с владельцами ТОО «BASS». «Это его братья. Здесь он раньше замом был (в 2011-2013 годах Дальбеков занимал пост первого заместителя начальника Департамента внутренних дел ЮКО – V)», - сказал руководитель отдела предпринимательства Сайрамского района Шухратулла Убайдуллаев.

Учредителем ТОО «Айжарык Тур», согласно справке eGov (есть в распоряжении Vласти), является некто Амирбеков Талгат Амирбекович. На сайте акимата города Шымкент он указан как депутат маслихата и президент группы компании «Айжарык».

На сайте eGov в качестве учредителя ТОО «МунайКурылысСервис» значится некто Молдахметов Аскар Бакытжанулы, но на сайте компании в качестве основателя компании называют Серикжана Сейтжанова – нефтяного магната, владельца ФТТП «Онтустик», материнской компании ТОО «САУТС Ойл», Smart-Oil, North Oil. В рейтинге самых влиятельных бизнесменов 2017 года казахстанской версии журнала Forbes Сейтжанов занимает 18 место. Годом ранее в аналогичном рейтинге журнала Сейтжанов занял 33 место.

В предыдущей части статьи подчеркивалось, что власти ЮКО говорят о необходимости бороться с незаконной или чрезмерной добычей ПГС из года в год. В последнее время сообщается о кое-каких подвижках. Однако, учитывая, во-первых, активное строительство в Шымкенте и в ЮКО, во-вторых, могущество отдельных бизнесменов, вопрос о том, насколько добросовестно местные власти защитят реки, остается открытым.

Читайте также: О жадности и о реке

Репортер интернет-журнала Vласть

Свежее из этой рубрики