Спецпроект «Моногорода»:  Ни к селу, но к Риддеру

Риддер - это город, в котором можно остаться на год, а может быть, и на всю жизнь. Город для тех, кто чувствует себя некомфортно в мегаполисах, но не желает при этом жить на селе, город тех, кто не приемлет городской суеты и тех, кто любит созерцать пасторальные пейзажи.

Ирина Галат, Алматы-Риддер-Алматы,

Фото Владимира Третьякова, Vласть

Риддер - это город, в котором можно остаться на год, а может быть, и на всю жизнь. Город для тех, кто чувствует себя некомфортно в мегаполисах, но не желает при этом жить на селе, город тех, кто не приемлет городской суеты и тех, кто любит созерцать пасторальные пейзажи.

История образования города берет свое начало с 1786 года, когда по указу Екатерины II на Алтае были начаты поиски «не только руд, но и всякого рода камней и минералов полезных». 31 мая того же года молодой горный офицер Филипп Риддер открывает одно из богатейших месторождений, содержащих золото, серебро, полиметаллы.

Буквально сразу же на этом месте были поставлены первые постройки, и поселение получило название Риддерский рудник. Позже оно стало селом, затем поселком, а 1 января 1932 года ему был присвоен статус города Риддер, который перед войной получил название Лениногорск.

Спустя несколько десятков лет, 28 июня 2002 года указом президента Назарбаева город Лениногорск был вновь переименован в Риддер. Сейчас в нем проживает чуть больше 58 тысяч человек.

Жизнь в Риддере несуетливая, но и назвать ее слишком размеренной тоже нельзя. Связано это, в первую очередь, с тем, что практически все экономически активное население города работает. По последним официальным данным уровень безработицы в городе составляет 0,6%, что, пожалуй, один из наименьших показателей не только по Казахстану.

Это подтверждают и сами жители и работники акимата. По их словам, работу в городе может найти практически каждый, было бы желание. При этом средний уровень зарплаты составляет около 90 тысяч тенге. Что сравнительно очень неплохо для провинции.

Согласно программе развития моногородов Риддер является единственным городом, по которому предусмотрено строительство домов для привлечения специалистов из других регионов.

Жителей Риддера условно можно разделить на две категории, тех, кто никогда и ни за что его не променяет и тех, кто город любит, но жить в нем все же не желает. Кого на самом деле больше, можно только догадываться, но проблема с оттоком населения, особенно молодежи, все же существует.

Так, девятиклассник местной школы, сообщил нам, что планирует не просто поступать в один из университетов Томска, но и серьезно подумывает там же остаться. На вопрос, почему не хочет возвращаться, ответа внятного дать не смог. Впрочем, как и практически все школьники, с которыми нам удалось поговорить - особых причин своего намерения сменить не только город, но и страну проживания, назвать не могли.

На площади города мы встретили группу юных художников под руководством педагога Анастасии Мартыновой. Она нам рассказала, что в их детской художественной школе занимается 190 человек, большинство из которых после ее окончания поступают на факультеты архитектуры и дизайна, чаще - вузы России.

«В Риддере таких учебных заведений нет. Они поступают, в основном, у нас в Россию в Барнаул. Оттуда, скорее всего, уже не возвращаются. Идет утечка мозгов, если это можно так сказать», - посетовала она.

Кстати, стоимость обучения в данной школе составляет 2 500 тенге в месяц.

К сожалению, несмотря на то, что в городе насчитывается достаточно много спортивных организаций, в Риддере практически отсутствуют места для проведения детского досуга, а потому занять детей, да, впрочем, и молодежь особо нечем.

Как рассказал нам Самат, учащийся Аграрно-технического колледжа, свободное время они проводят в одном из частных спортзалов, стоимость разового посещения которого составляет 200 тенге.

Недалеко от центрального базара и строящейся новой мечети нам удалось поговорить с одной молодой семейной парой с ребенком. На вопрос о том, как им там живется, они одновременно, но абсолютно по-разному ответили, что и ужасно, и отлично.

Так, глава семейства Александр мечтает поскорее уехать, хотя и квартиру собственную имеет и зарплату в 200 тысяч тенге.

«Мне здесь денег хватает. Но была бы возможность, я конечно, на север куда-нибудь бы уехал. Не хочу в шахте работать», - подытожил он.

Также молодой отец посетовал на сложности с получением в городе кредитов: «Надо условия молодым создавать, чтобы кредит можно было брать, не ходить, в очередях не стоять, справки не собирать неделями, имущество не закладывать». Это, конечно, вряд ли случится, но мечтать, как говориться, не запретишь.

А вот его супруге Ярославне наоборот все нравится, и уезжать она не собирается. Говорит, что «здесь и жить, и зарабатывать можно».

Пенсионеры Риддера на удивление оказались непритязательными. Все их практически устраивает, только бы машин поменьше, развлечений побольше, да зелень местную, чтоб в Астану не вывозили.

«Грязь, все дворы заставили машинами – невозможно жить вообще. И это неуправляемо», - сетует пенсионерка Ольга Михайловна.

Но так хорошо было не всегда. Буквально 2-3 года назад город находился в довольно плачевном состоянии: ни парков, ни дорог, ни кинотеатра.

С 2010 года ситуация начала меняться, город стал хорошеть. Например, установленная на въезде в Риддер уменьшенная копия Байтерека поначалу вызывала у горожан много споров, но позже полюбилась практически всеми жителями. Теперь ни один свадебный кортеж не проезжает мимо нее. А открытый не так давно, после 15 летнего простоя, кинотеатр теперь является гордостью всех риддерцев.

Жителей города достаточно сложно назвать экономными – большинство из них предпочитают передвигаться на такси, хотя проблем с общественным транспортом в целом нет. Средняя цена поездки составляет 200-250 тенге.

А вот фрукты в Риддере недешевые. В то время, когда в Алматы килограмм клубники на базаре можно было купить за 200-300 тенге, там она стоила 900; черешня в южной столице 600-700 тенге, а там 1000 -1200; абрикосы 300-350 – в Риддере 600-700 тенге. То есть фрукты в среднем риддерцам обходятся в 2-3 раза дороже, чем алматинцам.

Цены на овощи более демократичные, хотя все равно выше алматинских. Например, лук на рынке обошелся бы в 120-140 тенге, морковь – около 180, а капуста – 120 тенге за килограмм.

Но как нас заверили в акимате, в городе существуют несколько магазинов, где стоимость продуктов гораздо ниже рыночных, а потому у горожан всегда есть выбор – купить подороже или подешевле.

То, что люди живут в Риддере в принципе неплохо, мы поняли сразу. Они хорошо одеты, ухожены, открыты и добры. Но многие из них все же мечтают о переезде.

Так, один местный житель, лет 22-24, при кажущемся на внешний взгляд благополучии – квартира, дача, две машины, подумывает о скорейшем переезде в Россию вслед за братом. При этом развернуто аргументировать свое желание уехать толком не может: «Брату там нравится. Возвращаться не хочет. Ну и я с женой туда же поеду».

Если Риддер сравнивать с Серебрянском, с городом, который также вошел в программу развития моногородов, и который находится всего в 80 километрах от Усть-Каменогорска, то разница в уровне жизни колоссальная.

Если в Серебрянске жителей больше всего волнует вопрос: «на что жить?», то в Риддере: «чем бы себя занять в свободное время?».

Конечно, в Риддере также есть и очень серьезные проблемы, такие как разбитые и вовсе еще незаасфальтированные дороги, изношенность коммунальных сетей, отсутствие в некоторых районах освещения, ветхие дома и вовсе нехватка жилья.

Так, по заверению замакимаРиддера Асхата Хосчанова, снять двухкомнатную квартиру с ремонтом, мебелью и техникой, во-первых, тяжело, а во-вторых, обойдется арендатору где-то в 100 тысяч тенге. Согласитесь, не так и дешево, а ведь это далеко не столица.

Учитывая, что в городе за последние 30 лет не было построено ни одного жилого здания, проблема ветхого жилья стоит достаточно остро. А потому, начатое в прошлом году строительство двух многоэтажных домов, является хорошим показателем динамики развития города.

Также для Риддера актуален вопрос неукомплектованности врачебными кадрами. По итогам прошлого года данный показатель составил всего 64%. Но проблема уже решается. В город привлекают молодых специалистов, выделяют им жилье и подъемные в размере 500 тысяч тенге.

Нам посчастливилось поговорить с проезжавшим по улице на велосипеде пожилым мужчиной. Как оказалось это «живая легенда» города, директор физкультурно-оздоровительного комплекса и стадиона «Сокол» Иван Петрович Голушко. Он рассказал нам немного о городе, скептически высказавшись о его будущем, а также о программе развития моногородов.

«Я прожил долгую-долгую жизнь. Я вообще-то не фантаст, а реалист. Что-то она (программа) мне пока не очень нравится. Для чего ее придумали, я говорить не буду. Я думаю, вы догадываетесь… Очередная лазейка…», - улыбнувшись, сказал он.

А вот начальник отдела предпринимательства города Риддер, Нагима Тастахаева, уверена в обратном. Так по ее мнению, данная программа конкретно способствует развитию бизнеса, так как уже сейчас предприниматели начали активизироваться и подавать заявки на получение грантов и льготных кредитов.

«В целом сейчас предприниматели проявляют активность, ту активность, которая поможет и им развить бизнес и воспользоваться теми рычагами, которые у нас есть по государственной программе поддержки малого и среднего бизнеса», - говорит она.

На текущий момент в Риддере насчитывается 2400 предпринимателей и 480 предприятий малого и среднего бизнеса, в которых занято 8424 человека.

О том, что город не выживает, а действительно живет и развивается, свидетельствуют такие проекты, как восстановление центрального плавательного бассейна, строительство хоккейного модуля и даже открытие клиники гирудотерапии. Об этом, к слову, жители того же Серебрянска даже и не мечтают.

Стоит отметить и работу местного акимата, который активно работает с владельцами продуктовых магазинов и аптек. Так, между 257 магазинами и акиматом заключен меморандум о не превышении 10% надбавки, а аптеки обязуются продавать 250 наименований лекарственных препаратов по фиксированной цене.

Член профсоюза работников малого и среднего бизнеса города Риддер, а до недавнего прошлого его председатель Валентина Брекман, город любит, и уезжать из него не собирается. И как опытный юрист и правозащитник желает навести порядок не только в нем, но и во всем государстве.

Например, по ее мнению, многие статьи налогового кодекса носят «драконовский характер и сдерживают развитие бизнеса». А вот если бы некоторые налоговые процессы упростили, то налоговые поступления в бюджет можно было бы за счет этого и увеличить.

«Еще не могу не сказать о коррумпированности наших судей, начиная с того же административного суда. Если пришел предприниматель, ну любые попытки предпринимаются, зачастую очень успешно, чтобы взять какую-то мзду. Это я знаю не понаслышке. Я и сама участвовала в процессах, но руку на сердце, никогда взяток не давала, а предпринимателям приходится, так как им здесь еще потом жить. - дополняет Валентина Брекман. - Получается так, что одна ветвь государственной власти поддерживает, способствует развитию, а вторая ветвь делает все, чтобы загубить. Плюс на минус получается ноль. И такие моменты очень подрывают доверие предпринимателей к той большой работе, которая действительно проводится по поддержке бизнеса».

Также, по мнению члена профсоюза, все государственные программы могли бы быть гораздо эффективнее, если бы осуществлялся более строгий контроль над расходованием средств.

«Ну, ведь ни для кого не секрет эти откаты. Если бы все, что дается, шло в дело, вы знаете, мы бы процветали не хуже Сингапура, я так думаю», - заключила она.

При этом Валентина Брекман с ужасом представляет тот момент, когда либо программа прекратит свое существование, либо Казцинк перестанет работать.

«Для нас, для рядовых жителей, это страшно, потому что все работу в бизнес-структурах однозначно не найдут. И все-таки уровень зарплаты там гораздо выше, и перспектив для развития любого работника конечно гораздо больше», - делится с нами она.

К слову о Казцинке - градообразующем предприятии, в рамках которого в Риддере действуют семь заводов. В общей сложности на них работают около 12 тысяч человек.

К сожалению, нам не удалось посетить ни один завод по причине проведения на некоторых из них инвестиционной зарубежной комиссии. Но по рассказам местных жителей больших претензий к работодателям нет – зарплату платят вовремя, а это главное.

Вероятность, что предприятие в скором времени может прекратить свою работу в городе, крайне мала, так как только разведанных запасов руд здесь хватит на лет 40-50. Уже сейчас в разработке находятся три месторождения, еще четыре планируют запустить в ближайшей перспективе.

Казцинк, являясь градообразующим предприятием в Риддере, судя по всему, понимает свою значимость и осознает ответственность, которую несет перед местными жителями. Именно поэтому компания в рамках, заключенных меморандумов с акиматом города, выделяет немалые средства на различные социальные проекты. Одним из последних является начатое строительство хоккейного модуля, рассчитанного на 1 500 человек и стоимостью около 400 млн. тенге.

Возвращаясь к проблемам насущным, мы решили поинтересоваться у местных жителей о том, как они восприняли и нициативу повышения пенсионного возраста женщинам (еще до переноса сроков начала ее реализации). И хоть представители акимата нас и уверяли в том, что местные граждане после проведенных с ними разъяснительных бесед, восприняли ее нормально и с пониманием, на деле оказалось это не так. Люди говорили, что работать в шахтах до 63 лет не то что женщинам не под силу, но далеко не каждый мужчина просто не доживает до этого почтенного возраста.

Не смогли мы пройти и мимо вопроса, а точнее жалобы горожан относительно неудовлетворительного состояния городского железнодорожного вокзала, о которой в прошлом году писали в СМИ. Так, по заверению замакима Асхата Хосчанова ремонт на станции, носящей прежнее название города - Лениногорск, был сделан еще в прошлом году и теперь зал ожидания оборудован даже креслами. Но когда мы приехали на вокзал, нашему взору предстало обшарпанное здание, с «дырками» в потолке, но, правда, все же с креслами. Возможно, кто-то ремонт где-то и делал, и даже возможно там, но когда-то давно или уж крайне некачественно. А галочка о выполнении работ, судя по всему, стоит…

Интересно, что жители города не просто осведомлены о том, что нынешний аким Риддера Манарбек Сапаргалиев не прошел в корпус «А», но и уже «знают» кто займет его кресло. В качестве предполагаемой кандидатуры называют акима Аягоза.

К Манарбеку Сапаргалиеву же у горожан отношение неоднозначное – с одной стороны вроде что-то в городе делается, с другой – делается, но недостаточно. Всех «приезжих» акимов жители называют гастарбайтерами, а потому во главе города хотят видеть все-таки своего человека – истинного риддерца, который бы всей душой и телом болел за процветание родного места.

Так как Риддер считают городом спорта и трудовой славы, то и завершить репортаж хотелось бы рассказом об одной из местных «кузниц» выдающихся казахстанских спортсменов - Республиканской специализированной школе - интернате, колледже олимпийского резерва по зимним видам спорта.

В этом году школа-интернат отметила свой десятилетний юбилей. Сейчас в ней обучаются 170 ребят по легкой атлетике и пяти видам олимпийских зимних игр: лыжные гонки, биатлон, горные лыжи, прыжки на лыжах с трамплина и фристайл.

«С сентября этого года хотим открыть еще два отделения: фристайл ски-кросс и, скорее всего, если нам дадут такую возможность, то и сноуборд», - поделился планами заместитель по спортивной работе Дмитрий Шлемов.

В школе, которая полностью состоит на государственном обеспечении, обучаются и проживают дети со всего Казахстана. Тренировки и сборы не прекращаются ни летом, ни зимой.

Особой гордостью школы являются ее выпускники Алексей Полторанин, Сергей Малышев, Роман Рогозин, Ян Савицкий, Ольга Полторанина, Инна Можевитина и многие другие.

Например, по подсчетам Дмитрия Шлемова, из 27 медалей, завоеванных на зимних азиатских играх в Алматы и Астане в 2011 году, 17 медалей достались выпускникам именно этой школы.

Дмитрий Шлемов хоть и отметил, что проблем с финансированием спортсменов в нашей стране нет, но все же пожаловался на отсутствие качественных лыжероллерных биатлонных трасс, хороших канатных дорог, а также снегоуплотнительных машин. Еще он посетовал на безучастность и незаинтересованность наших соотечественников к жизни спортсменов.

«Я не знаю, почему именно жители нашей республики не заинтересованы в том, чтобы прийти посмотреть и поддержать морально и физически своих спортсменов. В любой стране за пропуск на стадион платят огромные деньги, у нас же все бесплатно, но никого нет», - возмущался представитель спортивной школы.

На вопрос о том, сможет ли Казахстан вырастить своего Бьёрндалена (легендарный норвежский биатлонист и лыжник), Дмитрий Шлемов ответил так:

«Бьёрндален это великий человек. Такие рождаются, можно сказать, раз в тысячелетие. И хоть Бьёрндалена может и не воспитаем, но, по крайней мере своего Полторанина уже воспитали. Парень совсем молодой 1987 года рождения. Дай бог, чтобы наш Алексей, который на данный момент является самым ведущим казахстанским спортсменом в лыжных видах спорта, достиг своего пика физической формы. И возможно он превзойдет в спортивной карьере и Бьёрндалена и других великих спортсменов. Время покажет».

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики