Министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы дважды
высказался на тему «фильмов, которые позорят Казахстан». Список «позорных»
фильмов оказался невелик – это отмеченные западной прессой в Берлине и Каннах
работы режиссеров Эмира Байгазина и Адильхана Ержанова.
Позор – сильное слово. Позор для каждого свой. Для хорошей кухарки приготовить не самый идеальный борщ – позор. Для отменного стрелка выбить девятку в мишени – позор. Для граммар-наци совершить ошибку – все тот же позор.
Вот: господин министр, считает, что фильмы, перечисленные им, позорят родину. И, надо думать, чувство это болезненное еще больше обостряется от осознания того, что «Хозяева» Ержанова попали в основную программу Каннского кинофестиваля и были обласканы западной прессой. Видимо, щемящее чувство стыда усиливает «Серебряный медведь», полученный «Уроками гармонии» на Берлинале. Горькие слезы выступают, наверное, у министра, когда он говорит о том, что позорные эти фильмы снимались на деньги налогоплательщиков. И что фильмы эти не были показаны широкой публике из страха, что они вызовут народное возмущение. За наше чувство стыда, значит, тоже переживает и волнуется г-н Мухамедиулы.
А ведь, напомню, чувство стыда у всех разное и на разное направлено.
Некоторые считают, например, что куда позорнее снимать фильмы вроде «Качелей любви», который нельзя смотреть без чувства тихого ужаса и стыда за всех вообще. И снимались такие фильмы тоже на деньги налогоплательщиков, на «казахфильмовские» деньги.
На деньги налогоплательщиков рисовался триптих «Мәңгілік Ел», на который пущено 130 миллионов тенге и 15 лет сытой жизни созидавших этот шедевр художников. А ведь бытует мнение, что это позор для живописи, и работа эта всех нас позорит – как на наши деньги созданная.
Люди, разбирающиеся в моде, испытывают чувство стыда и по совсем уже ничтожным, нестоящим поводам: вот, например, им небывалые страдания доставляет личный стиль самого министра и его синие туфли при черном костюме. Что с людей взять? Их разные всякие вещи могут вогнать в краску.
Многие пользователи соцсетей сочли позором то, что чемпион мира боксер Головкин был в аэропорту Астаны не допущен к выходу через VIP-зал ретивой сотрудницей заведения, с аргументацией, что он, Головкин, «не чиновник». И соответственно, к VIP-залу никакого отношения иметь не может.
А вот, думается, еще один повод потупить глаза от стыда – когда на встрече с общественностью главный архитектор южной столицы, господин Садырбаев на аргументированный, законный и корректный вопрос по поводу особенностей застройки Алматы отвечает следующее (буквально, цитирую): «И чо? Ну, нарыл, подловил, и? Герой?». И говорит это одному из самых неравнодушных к судьбе города алматинцев, безупречно вежливому, воспитанному и интеллигентному политологу Адилю Нурмакову. Это ли не позор?
Некоторые особо щепетильные могут предположить, что исказить имя режиссера, поменяв его имя с фамилией во время публичного выступления, в котором собираешься обрушиться с критикой на его работы – это тоже позор. И не только для министра, а и для всякого культурного человека.
Я лично считаю, что страшный позор для всей страны, нас, меня и вас лично, господин министр, - вот это жуткое известие о том, как два пенсионера совершили суицид в Актобе, устав выживать на копеечную, нищенскую пенсию. В стране, которая готовится к проведению EXPO, претендует на Олимпиаду, планирует выложить сотни миллионов долларов из госбюджета на курорт «Кок-Жайляу», два старика предпочитают наложить на себя руки, чем пытаться выкарабкаться и дальше бороться за существование. По мне, так это и есть настоящий позор, - а не фильмы, туфли или перевранные фамилии.
Так что гляньте, господин министр, на то, как индивидуально и субъективно это чувство, чувство позора. У каждого на этот счет свое мнение. И позвольте дать вам добрую, дружескую рекомендацию – свое мнение по этому поводу постарайтесь держать при себе.