Карим Кадырбаев, специально для Vласти, кадр фильма «Хозяева»
XI международный кинофестиваль «Евразия» плавно подбирается к
своему завершению. Параллельно с ним начинается новый сезон в отечественном
кинематографе, который обещает быть очень сложным.
Свое второе десятилетие главный кинофорум страны начал с разговоров о деньгах. Что в общем-то неудивительно. Финансовый вопрос сейчас остро стоит перед всеми отраслями и кинематограф не стал исключением. Эпоха шальных бюджетов «Казахфильма», когда на посредственные мелодрамы вроде «Мой грешный ангел» выделяли по 2 миллиона долларов, прошла. Вместе с этим завершились времена, когда на «Евразию» привозили мировых звезд и главных лиц прайм-тайма российских телеканалов.
Первым делом, новый президент «Евразии» Рашид Нугманов заявил, что ни одной копейки приезжим звездам фестиваль платить не будет. Бравурная речь сопровождалась достаточно четкой мотивацией. Мол, это решение покажет, кто в Казахстан едет зарабатывать, а кому он на самом деле интересен. В итоге зарабатывать в Казахстан никто не приехал, но и особого интереса у западных и российских селебрити «Евразия» не пробудила. Таким образом, «Евразия» впервые за многие годы обошлась без участия зарубежных звезд, зато появились «Созвездия Шакена», которые по сути те же «Звезды Шакена», но без Венеры Нигматулиной.
Как ни странно, отсутствие звезд в какой-то степени пошло на пользу не только «Евразии», но и в принципе отечественному кинематографу.
Журналисты в кое-то веки отвлеклись от традиционной гонки за «селфи со звездой» и любимого вопроса «Что вы слышали о Казахстане до приезда на «Евразию»?» и сосредоточились на актуальных внутренних вопросах. В частности, в очередной раз заговорили про закон о кино.
Для того, чтобы внести многострадальный законопроект на рассмотрение властям, оргкомитет «Евразии» провел ряд круглых столов, касающихся вопросов кинопроизводства, маркетинга, проката, а также провел встречу с производителями телевизионных сериалов и фильмов.
Впрочем, сами кинематографисты законодательством особо не заинтересованы. Августовский обвал тенге порушил планы многих продюсеров и режиссеров. Едва свыкшиеся с новой экономической реальностью, после прошлогодней февральской девальвации, кинопроизводители, окончательно впали в транс. Надежды на окупаемость проектов рухнули вместе с национальной валютой, а вечный вопрос «Где взять бюджеты на новое кино?» и вовсе стал риторическим.
Так, например, автор кассового хита Нуртас Адамбай заявил во время круглого стола, что в текущем году его компания произвела две картины («Побег из аула: Операция Махаббат» и «Келинка Сабина-2»), но будет ли он и дальше заниматься кинематографом, покажут только кассовые сборы.
Менее пессимистичен оказался Аскар Бисембин – автор фильмов «Свадьба на троих» и «Адель». Режиссер рассказал о том, что на окупаемость проекта можно будет рассчитывать только в том случае, если бюджет картины не превышает сумму в $200 тысяч.
Менее всего вопрос денег волновал режиссера Адильхана Ержанова, чье творческое объединение «Партизанское кино» обходится микроскопическими бюджетами, руководствуясь исключительно преданностью любимому делу.
Владельцы кинотеатров и прокатчики также отметили, что ситуация с прокатом в Казахстане довольно сложная. Параллельно с кризисом зафиксировался спад посещаемости в отечественных кинотеатрах, а прокат национального кино стал довольно рисковым предприятием.
Не самым лучшим образом сказалось на имидже фестиваля решение нового руководства сделать показы конкурсных и внеконкурсных фильмов платными. Оказалось, что не так много алматинцев готовы платить за просмотр авторского кино, поэтому часть показов прошла при полупустых залах. Многие вспоминали с ностальгией времена, когда из-за толпы зрителей в кинозал не могли попасть члены жюри.
Кинофестиваль «Евразия» подходит к финишной прямой. Сказалась ли смена руководства фестиваля и фактический уход «Евразии» от «Казахфильма» на его содержании? Безусловно, да. Праздником фестиваль быть перестал, а в бизнес-площадку так и не превратился. Перспективы главного кинофорума страны довольно туманны, равно как и всего отечественного кино. Ясно одно — отечественные кинематографисты вступают в новый период. Будет ли это периодом стагнации или расцвета низкобюджетного кино, покажет только время.