Фильм недели: «Виктор Франкенштейн»

Мади Мамбетов, специально для Vласти

Сегодня на экраны выходит фильм, пытающийся дать новый взгляд старую как мир (через три года ей исполнится двести лет) историю про доктора Франкенштейна и созданного им монстра. От истории Мэри Шелли не осталось почти ничего, но насколько свежим получился подход – вопрос открытый.

Оригинальное название: Victor Frankenstein

Выход в прокат: 26 ноября 2015

Режиссер: Пол Макгиган

Создано: TSG Entertainment

Стоимость билетов: от 400 до 7500 тенге

Просмотрено: за 110 минут

Актеры: Джеймс МакЭвой, Дэниэл Рэдклифф, Эндрю Скотт, Джессика Браун Финдлей, Фредди Фокс


Лондон неопределенного временного отрезка – то ли наполеоновская эпоха, то ли ранее викторианство. В цирке, среди диких животных и акробатов, живет безымянный горбатый уродец, передвигающийся почти на четвереньках (Дэниэл Рэдклифф). Уродец носит клоунский грим, на голове – спутанная грива темных волос, но под этими космами скрывается острый ум одаренного врача, а в изувеченной груди бьется благородное сердце. Дальнейшую историю мы увидим его глазами. В один прекрасный день уродца вызволяет из цирка прилично одетый господин с безумными глазами – собственно, это и есть наш титульный герой (Джеймс МакЭвой). Франкенштейн здесь – студент медицинского колледжа, одержимый идеей победы над смертью, с каковой целью он рыскает по циркам и зоопаркам, скупая (или добывая совсем неблаговидными способами) различные части тел павших экзотических зверей. Он довольно зверским образом приводит в порядок умыкнутого из цирка горбуна, и называет его Игорем. Игорь, отмытый и облаченный в корсет от сколиоза, преображается в приятного джентльмена, проникается к спасителю преданностью и помогает ему в путешествии, итог которого нам всем известен – будет, будет создан Монстр с классическими неровно сшитыми частями тела и квадратной головой (разве что без болтов в шее), сверкнет молния, и все кончится дурно.

Очередная вариация на тему романа Мэри Шелли, положившего в свое время начало научно-фантастической литературе, представляет собой зрелище, мягко говоря, странное. От первоисточника здесь остались рожки да ножки, зато фильм пытается «переосмыслить» все колоссальное поп-культурное наследие «Нового Прометея», включая бесчисленные фильмы, книги и комиксы. Отсюда, например, и сам персонаж зловещего горбуна Игоря, которого у Шелли и в помине не было, да и Игорем он назывался не с первого появления (в фильме «Франкентейн» 1931 года) – его именем были и Фриц, и, что забавно, Дэниэл. К числу нововведений можно приписать и попытку всучить безумному ученому психологическую подоплеку в виде детской травмы и комплекса вины, и появление настырного и карикатурно религиозного следователя со Скотланд-Ярда, который трясет четками и винит Виктора в греховной мерзости (Эндрю Скотт). К сожалению, вся эта мешанина мотивов, мотиваций, сюжетных поворотов и отсылок к предыдущим фильмам не работает вообще.

В картину нагнали талантливых британских актеров, но и у них не получается вытянуть идущий на дно фильм – МакЭвой отчаянно переигрывает (шотландец не гримасничал так неистово со времен фильма «Грязь», где он играл коррумпированного копа-кокаиниста); Рэдклифф начинает трактовку своего образа с пластики Смеагорла, а заканчивает, - что ты поделаешь?! – неизбежно Гарри Поттером в одеяниях юного джентльмена из «Женщины в черном»; а Эндрю Скотт выдает Мориарти из сделавшего его звездой нового «Шерлока». Про главную даму в касте вообще сказать нечего – красивая крупная молодая женщина, которой идет красный плащ.

Фильм мотает из стороны в сторону, но ничего нового у него сказать никак не получается. Свежий «Франкенштейн», очевидно, снят на волне попыток переосмыслить классическую английскую литературу XIX века, и в этот тренд вписывается как трилогия про Бриджет Джонс, так и выходящая через год картина «Гордость, предубеждение и зомби», или вот прошлогодний «Дракула». Последний фильм вообще ближе всего к фильму Макгигана, - тот же фантастический сюжет, та же смесь мистики и хоррора, тот же заезженный до дыр сюжет; но фильм про вампира хотя бы пытался найти новую точку опоры в исторических хрониках. «Виктор Франкенштейн» даже такой костыль заполучить не удосужился. Викторианская готика интересна современному зрителю – это четко дала понять популярность сериала «Грошовые ужасы»(Penny Dreadful), третий сезон которого на подходе, - но весь вопрос в том, как это подано. Если мы хотим задуматься над метафизическим смыслом конфликта между научным прогрессом и религиозными ценностями, - нам нужна хорошая, качественно написанная и сыгранная драма. Если мы хотим повеселиться, то можно пересмотреть «Суини Тодда» про лондонского парикмахера-маньяка в исполнении Джонни Деппа, там еще и поют неплохо. Но если нам надо развлечься, - то можно посмотреть тот же Penny Dreadful. В конце концов, там тоже имеется весьма и весьма убедительный Виктор Франкенштейн. Без гримас и без горбуна Игоря.

Журналист, публицист, постоянный колумнист Власти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики