Фильм недели: «Мезет или просто жизнь». Ходьба на месте или путь в застое

Карим Кадырбаев, кинокритик, специально для Vласти

На экранах отечественных кинотеатров стартует первая в этом году казахстанская картина с максимально непривлекательным названием «Мезет или просто жизнь». Несмотря на то, что режиссер Акжол Абилов не ставил себе такой сверхзадачи, его дебютная работа стала своего рода иллюстрацией тенденций актуальных для современного казахстанского зрительского кино.

В центре сюжета история молодого, обеспеченного и заносчивого мужчины по имени Аскар, в чей круг интересов входит беспробудное пьянство и угрозы прислуге. Узнав, что ему осталось жить не больше месяца, Аскар напивается и садится за руль. Вопреки ожиданиям, пьяное вождение заканчивается не аварией и больничное койкой, а началом новой жизни в семье деревенского мужчины Исатая, его сестренки Айшы и ее малолетнего сына Санжара.

Итак, «Мезет…» яркий пример успешной интеграции «хабаровского» сериального формата в полнометражное кино. Зияющая сюжетными дырами, ляпами, нестыковками и притянутым за уши финалом, комедийная мелодрама, несмотря ни на что, оставляет более-менее приятные впечатления у большинства зрителей. Точно так же, как и советские комедии брежневской эпохи застоя. Такое кино принято называть народным, хотя справедливо было бы именовать ширпотребом.

Режиссер Акжол Абилов, как и многие отечественные режиссеры, начиная от Нуртаса Адамбаева, заканчивая Ермеком Турсуновым вновь обращается к теме «если есть на свете рай, то это казахский аул», и учитывая, что каждый первый казахстанец так или иначе связан с аулами, колхозами, деревнями и поселками городского типа, тема будет работать еще долгие годы.

Контраст города и деревни строится не только внутри сюжета, но и в режиссуре. При просмотре фильма Абилова самыми сложными для зрителя будут первые 20 минут, когда городская жизнь главного героя показана поверхностно и неумело, а актеры просто завораживают чудовищной игрой и жуткими диалогами, которые в реальной жизни никогда не могли бы прозвучать. Режиссер моментально выдает в себе провинциала, показывая быт главного героя и сосредотачиваясь на таких искусственных деталях, как огромный особняк, дорогие костюмы и громоздкие часы (которые, видимо, должны были стать метафорой утекающего времени). Заметно, что в этих искусственных декорациях неуютно себя чувствует не только зритель, но и сам постановщик.

И совсем другое дело аул с его несуетливой жизнью, мудрыми мужчинами, отзывчивой молодежью, очаровательными и робкими девушками, смешными и добродушными участковыми, разудалой свадьбой с танцами прямо во дворе одного из второстепенных героев. Здесь комфортно становится всем: и героям, и зрителю, и режиссеру-постановщику.

Техническое воплощение у фильма на среднем уровне. Есть масса вопросов к оператору, зачем-то снимающему панорамы трясущейся во все стороны камерой и монтажеру, который внезапно обрывает монтажную фразу там, где она по идее не должна обрываться и вставляя в окончательный монтаж совершенно ненужные планы.

Зато актерский состав в фильме смотрелся относительно пристойно. Во-первых, это, конечно, исполнитель главной роли Нуржан Садыбеков, которого почему-то долгое время недооценивали многие отечественные режиссеры, хотя он в свое время просто блестяще продемонстрировал незаурядные актерские данные в сериале Акана Сатаева «Братья». Свою первую главную роль Садыбеков сыграл на твердую «четверку с плюсом». Прилично в формате «типичная казахская девушка-мечта» выступила актриса ТЮЗ им. Мусрепова Гульбахрам Байбосынова, равно как и юный актер, сыгравший роль Санжара. А украшением всего актерского состава стал Ерден Телемисов, который буквально на своих плечах вытащил всю комедийную составляющую картины.

В общем и целом, картина «Мезет или просто жизнь» по факту оказывается ничуть не интересней, чем ее название. Да, она не вызывает особого раздражения. Но и восторгаться тоже особо нечему. Для казахстанского кино подобные фильмы – это своего рода ходьба на месте: вроде бы движение есть, а толку практически никакого. Картина едва ли будет успешна в кинопрокате, просто хотя бы потому, что ориентирована она на зрителя, который привык смотреть кино дома, в тепле, попивая чаёк из пиалы и заедая его баурсаком.

Фото - скрин-шот с официального трейлера картины на youtube

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые