Акимат Алматы оказался снова не в курсе того, как идет реконструкция одного из памятников архитектуры города
Не входит в компетенцию

Если часто проходить мимо дворца бракосочетаний, то можно заметить, как там идет невидимая работа. Вот сняли часть дюралюминиевой солнцезащитной решетки, покрасили ее в золотой цвет. Потом другую решетку покрасили в серебряный. Поставили их рядом — сравнили. Потом покрыли часть стекла золотой пленкой. К консенсусу, видимо, так не пришли. По крайней мере, всю решетку пока не красят.

Я бы посоветовала выбрать золотой. Этот цвет вполне подходит к внутреннему убранству дворца, которое выглядит так, словно стадо единорогов долго мутило.

Фотография Давида Камински

С алматинским дворцом бракосочетаний все сложно. Он создавался в 1969-1971 году, на волне увлечения модернизмом. Поэтому получился простым и изящным — это первое круглое здание в Алматы — с какой стороны не подойди к нему. Из внешних украшений на фасаде сделали только солнцезащитную решетку, небольшую чеканку у входа и мозаику художников-монументалистов Цивчинского и Кенбаева. За внутренне убранство отвечал Молдахмет Кенбаев, оно было простым, по нынешним временам почти спартанским. Однако это не помешало в 1979 году внести здание в список памятников архитектуры. Сын Кенбаева, Алпамыс, вспоминает, что уже в 90-е годы в одной казахстанской газете вышла статья, обличающая интерьер дворца бракосочетаний. После этого его начали «украшать».

В 2001 году провели реконструкцию: на фасаде появился дополнительный орнамент — уже под золото, к входу приделали сомнительный предбанник из стекла и пластика. Чеканка куда-то пропала. Со стороны речки зачем-то придумали еще одну входную группу, украшенную алюкобондом: ради нее обрезали монументальную мозаику — молодожены остались без ног.

Внутри все стало более чем нарядно: появились колонны, арки, банты, искусственные цветы и рюшечки. Но все равно дворец уже не соответствовал требованиям нового времени, когда под свадьбы берутся миллионные кредиты, а число гостей исчисляется сотнями. Дворец бракосочетаний стал слишком мал. Он не может соперничать с «Бахчисараем» или «Бахытом», рядом с ним нет большой парковки и огромного банкетного зала. Только история, завышенные ожидания и непомерно наглый ценник.

Во времена, когда акимом Алматы был Имангали Тасмагамбетов, возникла идея расширить дворец — сделать еще один ярус круга. Но Тасмагамбетова перевели в Астану, а новые власти взялись за дворец Республики.

В ноябре 2016 года объявили, что дворец бракосочетаний будет передан в частное управление без права выкупа, а государственное ТОО «Жас Отау», которое занималось этим объектом и чье имя носил дворец, упразднено. Исполняющая обязанности руководителя городского управления финансов Айнур Кудайбергенова заявила, что новый хозяин будет обязан отремонтировать дворец — причем так, чтобы он все еще входил в список памятников архитектуры. Она же обещала, что перебоев в работе дворца не будет. Однако уже пару месяцев как он закрыт. 12 декабря 2016 года мы отправили запрос на имя акима города Алматы. Потом мы еще несколько раз его дублировали, и вот 24 января 2017 года пришел ответ, подписанный и.о. руководителя управления архитектуры и градостроительства Алматы Ж. Айтлеу. Нас интересовало, кто проводит реконструкцию здания и в какие сроки она будет завершена. Ответ: «Данный вопрос не входит в компетенцию управления АиГ г. Алматы». Мы поинтересовались, утверждался ли проект реконструкции на градсовете. Ответ: «Эскизный проект реконструкции дворца бракосочетания «Жас Отау» на Градостроительном Совете не рассматривался». Вопрос: «Кто принимал решение о частичном уничтожении мозаичного панно художников Кенбаева и Цивчинского?» Ответ: «Данный вопрос не входит в компетенцию управления АиГ г. Алматы». Более-менее внятно ответили только на два вопроса: пообещали восстановить здание «согласно первоначального проекта» и вернуть панно Кенбаева и Цывчинского в первоначальный вид.

Другой вопрос, что берется за первоначальный вид - 1971 год или 2001-й. Судя по тому, что делают с решетками, торжествует 2001 год и много золота.

Похожий запрос еще осенью мы отправляли по поводу гостиницы «Жетысу», когда началось разрушение здания. В акимате тогда отвечали, что проекта реконструкции сооружения нет. Однако голые остовы здания уже с октября украшают город. С «Жетысу» вообще приключилась интересная история: в 2015 году ее вывели из списка памятников архитектуры. Потом на торгах ее продали ТОО «Гостиница Жетысу», учредитель которого — Дана Нургалиева.

Так с октября 2016 года выглядит гостиница «Жетысу».

По условиям продажи гостиницы, не должен был меняться профиль деятельности здания и его этажность. На прошлой неделе на заседании Градсовета обсуждался проект реконструкции «Жетысу». К сожалению, акимат города не смог ответить на наш официальный запрос, однако, по нашей информации, проект «завернули». Судя по тем снимкам, которые нам удалось увидеть, этажность была превышена.

Еще в прошлом году мы отправляли в акимат вопрос о том, почему строительные работы начаты до утверждения проекта строительства. Он остался без ответа.

Все это происходит на фоне того, что с лета 2016 года у Алматы нет главного архитектора — 6 июня освободили от должности Габита Садырбаева, того самого, который на встрече с общественниками по поводу здания на Желтоксан, 115 сказал: «Для чего беречь, если нет архитектурного стиля? У нас прямо так много классики и архитектурного стиля? Что бережем?»

И правда.

С другой стороны, зачем нам главный архитектор, если и без него работа кипит?

Главный редактор Власти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые