Налоговая матрешка

Еркин Сагиев, эксперт по фискальной политике, основательно портала Taxpol.kz, специально для Vласти

С 2013 года в Казахстане последовательно поднимается вопрос о частичном переложении социальных расходов на плечи работников и работодателей. В первую очередь, разговор идет о пенсионном обеспечении и медицинском страховании. Понятно, что если есть расходы, то их надо финансировать, и вопрос только в том, за чей счет.

Бюджет - это плавильный котел налогов от различных отраслей экономики, от различных групп населения. Заплатив 10% подоходного налога, можно пользоваться многими бюджетными услугами, не потому что этой суммы налога хватает на их оплату, но потому что есть другие налоги, которые покрывают неоплаченную часть. Это солидарный подход в оплате расходов. Однако можно персонализировать уплату налога и его целевое использование. Тогда оплачивать какую-либо услугу будут уже только ее потребители. Это вариант страхования через создание внебюджетных фондов. Конечно, возможны и гибриды.

Правительство начало реформы и запустило процесс перекладывания расходов на здравоохранение и выплату пенсий на работающее население. Ведь средств в бюджете все меньше, а расходы имеют свойство расти. Таким образом, главным трендом всех этих реформ является увеличение налоговой нагрузки на труд. Заранее замечу, что доходы от трудовой деятельности не единственный источник налогов, и начну с истории социального налога.

Занимательный конструктор

В 1998 году социальный налог создали в результате объединения платежей в различные внебюджетные фонды, а именно, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд государственного социального страхования и Фонд содействия занятости. Вместе они изымали 32% от фонда оплаты труда. Социальный налог в размере 21% и обязательные пенсионные взносы в размере 10% заменили этот зоопарк внебюджетных фондов. Отсюда, кстати, и название этого налога.

Однако уже с 2003 года начинается разворот в политике, и возрождаются взносы социального страхования. Помня о происхождении социального налога, было принято мудрое решение о зачете взносов против этого налога. В принципе, тогда пошел разговор о возрождении всех форм социального страхования, и что социальный налог будет разбит на совокупность взносов во внебюджетные фонды. Вот только на это требовалось время, и социальный налог сохранили в качестве перспективного донора для перераспределения его налоговых поступлений.

В итоге, и сохранили социальный налог и появляются новые взносы. Почему я на этом так подробно остановился? Строго для арифметики. Судя по законопроекту о реформировании пенсионной системы, новый обязательный пенсионный взнос не будет вычитаться из социального налога. Более того, правительство утверждает, что это будет излишним, ведь они уже пошли навстречу предпринимателям, когда разрешили зачет взносов социального страхования. Если вспомнить происхождение социального налога, то такое заявление выглядит обескураживающим.

Период реставрации

Понятно, что правительство поняло всю неоднозначность своих действий в «нулевые годы», когда, вроде предполагая возрождение внебюджетных фондов, начало снижение ставки социального налога, доведя ее до 11% к 2009 году. Так же понятно, что исключение из налога 5% социальных взносов, оставляет на прочие фонды считанные проценты.

С 2014 года уже ввели обязательные профессиональные пенсионные взносы в размере 5% и создали Единый накопительный пенсионный фонд, управляемый государством. Тем самым не только были увеличены нормы отчислений в пенсионный фонд, но и сам фонд стал государственным внебюджетным. Теперь с 2018 года будет введен дополнительный пенсионный взнос от работодателя в размере 5%, который в отличие от профессиональных взносов, применяемых на производствах с вредными условиями труда, будет распространяться уже на все предприятия. Все это в дополнение к 10% пенсионным взносам, уплачиваемым за счет работника.

Согласно Концепция внедрения обязательного социального медицинского страхования в Республике Казахстан, с 2017 года будет введен взнос медицинского страхования с работодателей в размере 5%. А также еще дополнительный 1% уже с работающих граждан и в 2020 году. Итого в перспективе нас ожидают еще 6% взносов в будущий Фонд медицинского страхования.

Итого мы получаем 15% в ЕНПФ, 6% в Фонд медицинского страховании, 5% в Фонд социального страхования, а также 6% социального налога, который остается после зачета взносов социального страхования. Это снова те самые 32%, которые мы имели в далеком 1998 году, на заре эры полноводного потока нефтяных доходов. Если учесть профессиональные пенсионные взносы, то на крупные производства уже будет 37% нагрузки на фонд оплаты труда.

Неблагодарный труд

Как видно, налоговая нагрузка на фонд оплаты труда достигает 37%. Если к этому добавить еще 10% индивидуального подоходного налога, то совокупная налоговая нагрузка подберется к 47%, практически половина от оплаты труда работников. Понятно, что у каждого налога и взноса есть различия в объекте обложения, но порядок цифр вполне ясен.

К этому можно еще добавить, что государство начало перекладывать часть своих расходов на работодателей, минуя налоговый механизм. В качестве недавнего примера можно вспомнить ситуацию вокруг оплаты отпусков по беременности и родам. Тогда государство снизило выплаты из фонда социального страхования и предложило работодателям доплатить оставшуюся сумму. На первый взгляд, это предложение формально является добровольным, но за счет подключения административного ресурса и включения этих положений в соглашения трехсторонних комиссий по социальному партнерству во всех регионах, оно стало де-факто обязательным.

Получается, что доходы от трудовой деятельности подпали под мощный налоговый пресс. Особенно это бросается в глаза на фоне режимов налогообложения иных доходов. Вот несколько примеров. Доход от реализации жилой недвижимости вне зависимости от частоты продаж и стоимости имущества не облагается индивидуальным подоходным налогом. Вознаграждения по банковским депозитам, по облигациям, доход от реализации акций, облигаций и долей участия в юридических лицах, а также дивиденды – все они не облагаются индивидуальным подоходным налогом вне зависимости от размеров выплат.

В настоящее время, мы имеем 47% налоговой нагрузки на трудовые доходы и 0% на пассивные доходы, получаемые рантье. Это колоссальный перекос, который угнетает созидательный труд. К сожалению, эта проблема существует уже много лет и происходит только эскалация напряжения.

Скрытые ориентиры

Как видно, правительство ориентировано на повышение уровня налоговой нагрузки. Повышение происходит в скрытом режиме и концентрируется на трудовых доходах. Если в благополучный период социальные взносы работодателей и работников упали до 21%, то к 2020 году они достигнут 37% от фонда оплаты труда. В дополнение к этому государство перекладывает свои социальные обязательства на работодателей, минуя налоговый механизм.

Несмотря на то, что разговор идет о внебюджетных фондах, надо понимать, что государство таким маневром просто скрывает рост бюджета в таких фондах. При этом обоснование новой политики повышением личной ответственности граждан в своих расходах на медицину и пенсию, не более чем уловка, ведь управлять своими накоплениями население не сможет, и ему придется только довериться мудрости государственных управленцев.

Итог простой: правительство стремится выжать максимум из политически беззащитных категорий налогоплательщиков, сохраняя преференции для привилегированных. Довольно нестабильная конструкция.

Эксперт по фискальной политике"

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые