Мировые биржевые индексы по итогам торгов в среду продолжили коррекцию после негативной динамики за прошлую неделю и начало этой недели. Волатильность международных рынков только за предыдущую неделю стала причиной убытков в 182 млрд долларов у богатейших людей планеты, нынешний же понедельник привел к потере еще 124 млрд долларов. Vласть пытается разобраться в том, что происходит, насколько эти события важны для Казахстана и как сегодня выстраиваются ожидания рынков относительно ближайшего будущего.
Почему это важно?
Недавние потрясения могут привести к витку очередного глобального кризиса, правда, настолько пессимистичного сценария придерживается лишь небольшая часть западных аналитиков. Более реальным следствием может стать усиление оттока капитала с азиатских рынков, который и без того за последние 13 месяцев составил почти 1 трлн долларов. Только из Китая, по оценкам JPMorgan, за предыдущие 4 квартала было вывезено около 450 млрд долларов. Все это чревато замедлением роста мировой экономики, сжатием денежной массы внутри страны и снижением потребления, что, безусловно, скажется и на котировках сырьевых товаров. Кроме того, ситуация угрожает инвестиционной привлекательности региона. По мнению некоторых экономистов, азиатский рынок может остаться без существенных капиталовложений в следующие 2-3 года.
C чего все началось?
Фактически отправной точкой стоит считать 21 августа, когда индекс деловой активности PMI Китая показал рекордное за последние 6,5 лет снижение до 47,1 пунктов, спровоцированное сокращением промышленного производства в стране. Еще в июле PMI находился на уровне 47,8 пунктов и аналитики ожидали, что в ближайшее время он превысит отметку в 48 пунктов. Суть индекса достаточно проста – если он превышает значение в 50 пунктов, это говорит нам о росте деловой активности, если не достигает отметки, то результат говорит об обратном.
Впрочем то, что обстановка на мировых рынках может начать накаляться стало понятно после оглашения данных по росту ВВП Китая за 2014 год, когда показатель вырос на 7,4%. Это был самый низкий результат за последние 24 года, в течение которых экономика страны каждый год увеличивалась в среднем на 10%. Американский фондовый рынок с начала 2015 года достаточно сдержанно реагировал на новостной фон, генерируемый Китаем. Европейские рынки также реагировали больше на внутренние события, во многом связанные с Грецией. Первым сигналом для рынка стал невероятный рост индекса Шанхайской фондовой биржи с ноября 2014 года на 150%, составив к июню этого года 5177 пунктов. Вторым – проведенная в августе девальвация юаня на 1,9%.
Во что это вылилось?
Благодаря этим двум событиям, индекс Шанхайской фондовой биржи к сегодняшнему дню с грохотом рухнул почти вдвое – до 2972 пунктов. Это произошло даже вопреки государственной поддержке фондового рынка и национальной валюты, на которую власти Китая истратили около 400 млрд долларов. Коммунистическая партия долгое время надеялась воспрепятствовать негативной динамике, но в какой-то момент отчаялась и пустила все на самотек.
В минувший понедельник 8,5%-ный спад Шанхайской биржи стал максимальным дневным показателем с 2007 года. Этот же день стал худшим днем с 2011 года и на Нью-Йоркской бирже, тогда индекс Dow Jones просел на 3,13%, а S&P 500 – на 3,9%. Лидерами падения среди компаний, включенных в Dow Jones, стали ценные бумаги Apple Inc. Их стоимость снизилась на 5,86%. Котировки Nike упали на 4,84%, акции Walt Disney Company подешевели на 1,18%. Европейские рынки совокупно потеряли 460 млрд долларов.
Эти события, еще до фактического проявления, начали бить по котировкам сырьевых товаров, преимущественно по нефти. После сокрушительного падения в конце прошлого года, удешевление Brent продолжилось в середине июня, когда цена барреля упала с 66 долларов до 54,5 к началу августа. В четверг на 10.05 по времени Астаны баррель Brent торгуется в районе 44,13 долларов и за последние несколько дней уже неоднократно побивал шестилетние минимумы.
Пострадали и валюты стран экспортеров. Казахстану в прошлый четверг пришлось отправить тенге в свободное плавание, два дня перехода снизили его стоимость на 36,4% и сейчас стоимость доллара составляет 243,99 тенге. В начале недели казахстанская валюта несколько отыграла свои позиции, но аналитики связывают её укрепление больше с налоговыми периодом, после которого спад может продолжиться.
Рубль, который держался в коридоре 55-60 за доллар до конца июля, к 26 августа снизился до 69,68, за пару дней до этого пробив отметку в 71 за доллар. Вслед за тенге западные аналитики предрекают 10-20% девальвацию и валютам Туркменистана, Таджикистана и Кыргызстана.
Что будет дальше?
Валюты, вместе с сырьевыми котировками, все еще продолжают быть волатильными. Недоверие международных инвесторов к китайскому рынку и властям крепнет. Впрочем, во вторник центральный банк Китая заявил об очередном снижении ключевой ставки до 4,6% и депозитных ставок до 1,75%. Это уже пятое подобное решение с ноября прошлого года. По мнению регулятора, улучшение условий кредитования поможет стимулировать экономику и успокоить переживающих инвесторов.
Во вторник американский, европейские и большая часть азиатских рынков положительно отреагировали на эти меры, продемонстрировав рост к закрытию торговых сессий. Тем не менее, большую часть сессии в среду индексы держались на минусовых отметках, и только к её концу половина бирж отыграла потери, понесенные накануне. А рынки США закрылись с положительными результатами.
Кроме того, два ключевых показателя, определяющих настроение инвесторов, демонстрируют снижение паники на рынках. Индекс волатильности VIX Чикагской биржи опционов, который резко вырос к 24 августа до 40,74 пунктов, но начал постепенное снижение к четвергу до 30,32 пунктов. Также ожидания инвесторов можно замерить по цене на золото. В него уходят многие игроки, если обстановка на всех рынках накаляется и не вызывает у них доверия. Его стоимость показывала 2% снижение за последние два дня, что говорит о сдержанном интересе к нему со стороны участников рынков.
По всей видимости, инвесторы предпочитают пока не устраивать распродажу своих активов и выражают доверие к политике китайских властей. Однако, некоторые экономисты говорят о существовании фундаментальных проблем в китайской экономике, которые все сильнее будут сказываться на состоянии Китая, азиатского региона и мировой экономики в целом. Если китайский рынок и дальше будет демонстрировать негативную динамику, страх вновь может возобладать над инвесторами, что приведет к еще одной череде нестабильности на международных биржевых площадках.
Главный экономический советник Allianz SE Мухамед Эль-Эриан в своей недавней колонке для Bloomberg писал, что послабления в монетарной политике со стороны властей Китая и решение не повышать процентные ставки в сентябре со стороны Федеральной резервной системы США (которые могут подстегнуть ослабление цен на сырьевые товары и стоимость многих валют из-за укрепления доллара), лишь полумеры. «Они будут иметь ограниченное влияние на глобальный экономический рост, пока за ними не последуют комплексные решения. Тем не менее, чтобы запустить череду панических продаж на рынках, стоимость активов должна упасть гораздо ниже того, что было», - считает он.