Эксперты Азиатского банка развития рекомендуют развивающимся странам Азии обратить большее внимание на новаторов и продвижение «экономики знаний». В противном случае страны рискуют оказаться в так называемой «ловушке средних доходов» и остановить рост собственной экономики.
Эксперты АБР — профессор Кишоре Махбубани, декан Школы государственной политики Ли Куан Ю, и доктор Бинду Лохани, Вице-президент Азиатского банка развития — в своей статье о новом исследовании АБР «Инновационная Азия: продвижение экономики, основанной на знаниях», отмечают, что такая «новая модель не будет реализована, если развивающиеся страны не переосмыслят себя». «Они должны развивать экономику, основанную на знаниях, локомотивом роста которой будут являться не только заводы и фермы, но и новаторы, предприниматели, поддерживаемые передовыми технологиями, ведущими мировыми системами образования и политикой, благоприятной для развития предпринимательства. Такие экономики получают свое развитие за счет новых отраслей, таких как розничная торговля через интернет, медицинская диагностика и научные исследования с получением патентов», — пишут эксперты.
В качестве положительного примера такого перехода приводится целый ряд стран. Так, Япония возглавляет новый индекс, разработанный АБР и аналитическим отделом журнала «Economist» (EIU) — индекс креативной производительности, по превращению ресурсов для инноваций, которые являются основой экономики знаний, в ощутимые результаты. Южная Корея занимает второе место в Азии по уровню развития инфраструктуры, в то время как Сингапур является страной номер один по ресурсам для развития инноваций благодаря надежным институтам и защите инвестиций и контрактов.
Однако в большинстве развивающихся стран Азии прогресс «был фрагментарным, при этом ни одна из этих стран не расшифровала для себя код успешной экономики знаний».
«Низкий уровень имеющихся навыков и развития инфраструктуры мешают планам этих развивающихся стран обеспечить развитие экономики знаний. И это тревожный сигнал, учитывая, что конкурентное преимущество в виде дешевой рабочей силы уже не может обеспечивать гиперрост, благодаря которому доля Азии в мировом валовом внутреннем продукте выросла в три раза с 1980 года. Без корректировки курса большую часть этого региона ожидает так называемая „ловушка средних доходов“, поскольку рост заработной платы и низкая производительность труда задушат рост в этих странах», — отмечают эксперты.
Именно «экономика знаний», по их мнению, позволит избежать такой ловушки и достичь статуса стран с высоким уровнем доходов. Прорывы в старых технологиях для продвижения в более высокие звенья производственно-сбытовой цепочки могут превратить развивающиеся страны в мировых лидеров, поставляющих инновационные продукты и услуги.
«Например, Индия превратилась из отстающей страны по уровню развития технологий в один из крупнейших мировых рынков мобильных телефонов после того, как там в 1990-х годах был либерализован телекоммуникационный сектор. Индия быстро перескочила производственно-сбытовую цепочку информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), и теперь услуги, обеспечиваемые за счет информационных технологий, составляют 40% экспорта услуг. Подобным образом экономика Малайзии была в основном ресурсо-ориентированной до тех пор, пока 20 лет назад страна не начала стимулировать развитие технологической отрасли. Сегодня на ИКТ приходится около 30% общего объема экспорта Малайзии», — приводят пример эксперты.
Есть и другие примеры. Так, с 2007 по 2012 годы расходы на НИОКР в Индии и Китайской Народной Республике (КНР) выросли в два раза. В последние годы после реформирования в Казахстане стало легче вести бизнес. В Малайзии, Шри-Ланке и КНР был усилен режим интеллектуальной собственности, и теперь эти страны имеют уровень развития выше среднемирового.
Однако эти достижения «лишь указывают на неиспользованный потенциал наукоемких отраслей в странах Азии». Чтобы этот потенциал реализовать, правительствам стран необходимо предпринять скоординированные действия по четырем направлениям. Так, в регулировании экономики эксперты АБР рекомендуют придерживаться «сингапурской модели, а не советской». «Советский Союз имел сильный потенциал в области научных исследований и высшего образования, но плановая экономика во многом свела к нулю отдачу от такого потенциала. В отличие от Советского Союза, Сингапур быстро трансформировался, реагируя на меняющиеся мировые реалии — сначала в финансовый центр, а затем в региональный центр в области образования и медицины в Восточной Азии», — поясняют они.
Вторая задача состоит в том, чтобы обеспечить подготовку колледжами и ВУЗами специалистов с необходимыми навыками. В некоторых странах Азии ситуация оставляет желать лучшего. По результатам опроса, проведенного ManpowerGroup в 2012 году, 45% работодателей сообщили о трудностях с поиском персонала в связи с отсутствием необходимых знаний и навыков, при этом уменьшается прием студентов в учебные заведения. Полезным может оказаться более активное вовлечение частного сектора, о чем свидетельствуют такие перспективные инициативы, как Глобальный центр образования Infosys в Дели, который работает совместно с торговыми палатами для содействия развитию навыков, необходимых для работы. Масштабные открытые онлайновые курсы, которые предлагают обучение посредством открытого веб-доступа, может способствовать увеличению количества учащихся.
Кроме того, в Азии необходимо повысить низкий в настоящее время показатель пользования интернетом. Для процветания экономики знаний необходимо, чтобы возможность подключения была у каждого. Преодоление цифрового неравенства требует сильной государственной поддержки. «Южная Корея не оглядывалась назад с того времени, когда 20 лет назад в стране была запущена национальная стратегия информационных технологий, создав фонд для стимулирования инвестиций в развитие инфраструктуры и более 10 тысяч школ было подключено к интернету», — приводят яркий пример эксперты
Еще одно препятствие развитию инноваций в странах Азии — это низкий уровень расходов на НИОКР. По данному показателю развивающиеся страны Азии значительно отстают от того, что Сингапур, Южная Корея и другие страны расходуют на НИОКР, около 1,5% ВВП, для того, чтобы достичь дальнейшего развития и выйти из числа стран со средним уровнем доходов. Достижение этого показателя привело бы к предпринимательскому буму, который мог бы быть направлен на инновации, меняющие жизнь бедного населения региона.
Этот плюс с точки зрения улучшения положения бедных слоев населения делает призыв к развитию экономики знаний в странах Азии еще более актуальным. Эти страны могут добиться инклюзивного роста в труднодоступных сферах, таких как здравоохранение, образование и банковское дело, где мобильные и облачные технологии могут расширить возможности граждан, которые не имеют равного со всеми доступа к услугам. Развертыванию этих услуг способствует наличие более дешевых аппаратных средств, как в Индии, где тарифы на пользование мобильной связью упали после либерализации рынка, в результате чего пользование мобильными телефонами стало распространенным даже в удаленных сельских районах.
«Развивающиеся страны Азии имеют необходимые предпосылки для развития экономики знаний, но работа еще не завершена. Настало время для того, чтобы сделать смелый выбор, иначе огромные возможности будут упущены», — резюмируют эксперты АБР.