В минувший четверг депутаты сената рассматривали сразу два бюджетных законопроекта – уточнения в республиканский бюджет 2012 года и проект республиканского бюджета на 2013-2015 годы.

 

Софья Пашкова, Астана, Vласть

 

В минувший четверг депутаты сената рассматривали сразу два бюджетных законопроекта – уточнения в республиканский бюджет 2012 года и проект республиканского бюджета на 2013-2015 годы.

 

По первому документу у депутатов никаких вопросов не возникло. Изменения в республиканский бюджет текущего года, связанные с пересмотром основных макроэкономических параметров и снижением прогнозируемого объема поступлений, был утвержден сенаторами без каких-либо дополнений и передан на подпись президенту страны.  

 

Зато проект республиканского бюджета на 2013-2015 годы претерпел существенные изменения. В целом сенаторы изыскали в бюджете 40,9 млрд тенге в 2013 году, 8,5 млрд – в 2014-м, и 5,9 млрд – в 2015-м. Нашлись деньги в самом проекте бюджета. Так, сенаторы решили уменьшить объем резерва правительства в 2013 году на 40,8 млрд. тенге. Заодно сократили и расходы ХОЗУ парламента и Верховного суда на 46 млн. С ХОЗУ парламента, в частности, снята такая статья расходов, как приобретение видеоаппаратуры. Комитет сената по финансам и бюджету не увидел в этих затратах необходимости, и сумма в 13 млн. тенге пошла на другие нужды.

 

В своем заключении комитет сената по финансам т бюджету указал, что дополнительно изысканные средства направлены «на финансирование проектов, направленных на решение региональных вопросов по развитию системы водоснабжения, капитальному ремонту дорог, строительству и реконструкции объектов образования, развитие Щучинско-Боровской курортной зоны, субсидирование отдельных регулярных внутренних авиаперевозок, развитие программы «Дорожная карта - 2020».

 

Впрочем, это – далеко не все новые затраты. К примеру, по такой группе расходов, как «государственные услуги общего характера» администрация президента в 2013 году получит дополнительно 136 611 тысяч тенге. Согласно сравнительной таблице поправок сената, эти средства выделяются «в связи с ликвидацией Центра коммуникаций канцелярии премьер-министра и созданием Службы коммуникаций при президенте». Стоит заметить, что эти средства ранее были запланированы в расходах канцелярии премьера, поэтому теперь они, по сути, просто перемещаются по инстанции.

 

Дополнительные средства в размере 357 350 тысяч тенге получит комитет национальной безопасности (группа расходов «Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность»). Обоснование сената – «в целях обеспечения национальной безопасности». А вот предложение сенаторов об увеличении расходов на 1,3 млрд тенге для обеспечения охраны и защиты государственной границы не прошло. Причем в пояснении указывается: «При формировании республиканского бюджета на 2014-2016 годы рассмотреть вопрос строительства объектов Пограничной службы КНБ РК».

 

758 000 тысяч тенге в виде целевого трансферта на развитие дополнительно получит бюджет Астаны – на строительство административного здания генеральной прокуратуры. Как отмечается в пояснении, строительство этого здания начато акиматом Астаны в 2011 году, но при корректировке стоимость проекта увеличилась на 1 818 000 тысяч тенге, «из которых 1 060 000 тысяч тенге были выделены при уточнении бюджета на 2012-2014 годы. Необходимо предусмотреть в 2013 году оставшиеся средства в сумме 758 000 тысяч тенге на завершение строительства объекта».

 

Значительная часть предложений сенаторов касалась строительства в том или ином населенном пункте детских садов и школ. Суммы предложений варьируются – от 1,5 миллиардов до 300 млн. Однако все эти предложения отклонены при таком обосновании: «При наличии соответствующей документации рассмотреть в пределах дополнительно предусмотренных средств по данной программе в рамках пула». Переводя с чиновничьего языка на общедоступный, это означает, что если вдруг появятся лишние деньги – их выделят на строительство детсада и школы. Но – далеко не на все.

 

Лишь частично одобрены предложения сенаторов и по строительству и ремонту автодорог, причем как республиканского, так и областного значения. При этом обоснование отказа таково: «Начало новых проектов отложить до завершения проекта «Западная Европа – Западный Китай».

 

В ходе пленарного заседания, на котором присутствовало все правительство в полном составе, сенаторы вопросы о своих отклоненных предложениях не поднимали. Их больше интересовали перспективы вступления Казахстана в ВТО и способность к выживанию в условиях открытого рынка отечественного бизнеса. По мнению сенаторов, во многих отраслях бизнес уже оказался неконкурентоспособен, даже в рамках таможенного союза.

 

Однако министр по делам экономической интеграции Жанар Айтжанова заверила, что «говорить о том, что нахлынут товары из Европы и станут более конкурентоспособными по цене, чем казахстанские товары из-за импортных таможенных пошлин, по которым мы берем обязательства в рамках вступления в ВТО, не приходится».

 

В итоге проект закона «О республиканском бюджете на 2013-2015 годы» с поправками сената направлен на рассмотрение в мажилис. Согласно законотворческой процедуре, с предложениями сенаторов теперь должны согласиться мажилисмены. После этого закон будет считаться принятым парламентом. 

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые