Казахстан, по последним подсчетам Национального банка, должен миру более 151 млрд долларов. Правительство республики задолжало своим внешним кредиторам — другим странам и международным организациям — почти 5 млрд долларов. Vласть попыталась выяснить, легко ли получить займ Всемирного банка.
Всемирный банк кредитует Казахстан с 1992 года. За это время общий объем кредитования, предоставленного республике, составил свыше 6,8 млрд долларов США. Именно такую сумму правительство получило на реализацию 40 проектов. Портфель же действующих проектов включает в себя 12 проектов.
Последний проект, который согласился финансировать Всемирный банк, является проектом отечественного министерства образования и науки. При помощи привлеченных 22 млн. долларов ведомство собирается содействовать развитию молодежи — особенно ее уязвимых групп — посредством внедрения обучающих программ на уровне общин. Соглашение о займе планируется подписать в августе 2014 года.
Образовательный проект относится к числу так называемых «инвестиционных проектов». Инвестиционные проекты являются одним из двух главных инструментов финансирования в рамках деятельности Всемирного банка наряду с «займами на цели развития». При этом первые рассчитаны на долгосрочный период (от 5 до 10 лет), а вторые — на краткосрочный период (от 1 до 3 лет).
Каждый инвестиционный проект, с точки зрения процедур Всемирного банка, проходит шесть условных стадий — идентификация, подготовка, оценка, утверждение, реализация и завершение. На самой начальной стадии банк проводит с заемщиком подробные консультации, в ходе которых получает первичное представление о проекте. Сотрудники международного института оценивают его цели, экономическое обоснование, ожидаемые результаты, вероятный размер финансирования, возможные риски.
После получения исчерпывающей информации о проекте Всемирный банк должен принять решение — продолжать или нет подготовительную работу по рассматриваемому проекту. При положительном исходе международная организация публикует «информационный документ о проекте» и «сводный перечень данных о гарантиях».
Затем руководство банка по запросу со стороны заемщика может предоставить ему первый авансовый займ, предназначенный для финансирования подготовительных процедур. К слову, таких авансов может быть несколько, и они могут быть выданы на любой стадии работы по проекту до полного одобрения окончательных размеров его финансирования. Размер авансов может составлять, максимум, 6 млн. долларов, а в некоторых случаях — доходить до 10 млн. долларов.
На следующей стадии страна-заемщик приступает непосредственно к подготовке предполагаемого проекта и проведению всевозможных видов анализа. Его глубина, разнообразие и методология зависит от «специфичной природы» проекта. Вместе с тем банк проводит собственные изыскания или привлекает к оценке проекта третьи стороны. На этом этапе сотрудники банка оценивают техническую сторону проекта, его финансовое управление, экологические и социальные аспекты, возможные риски в процессе достижения целей.
Кроме этого, проводится экономический анализ проекта, в ходе которого становится понятно, какой вклад рассматриваемый проект может сделать в социально-экономическое развитие страны, насколько он обоснован с точки зрения государственного сектора и на какую добавленную стоимость может рассчитывать банк взамен на свою поддержку.
Вся полученная информация вновь аккумулируется, и банк публикует обновленное досье на проект. В нем кроме уточненных затрат на финансирование проекта, оговариваются сроки и условия предоставления займа со стороны Всемирного банка, а также порядок выплат. Взяв за основу имеющиеся данные, руководство банка официально санкционирует начало переговоров с уполномоченным государственным органом-представителем государства.
После завершения переговоров и очередного внесения изменений и дополнений в обсуждаемый проект, вся информация передается на рассмотрение исполнительным директорам банка. Именно они зачастую принимают или не принимают решение об утверждении проекта. После того, как проект утвержден, у государственных органов страны-заемщика есть ровно 18 месяцев для того, чтобы соглашение о займе было официально подписано и ратифицировано. По истечении этого срока банк имеет право отозвать предложение о займе.
Аннулировать займ банк может также в случае, если до определенного срока, оговоренного изначально, заемщиком не выполнены так называемые «условия эффективности» предоставляемого кредита. Помимо этого, страна-заемщик несет полную ответственность за реализацию проекта, его мониторинг, оценку результатов по окончании и исполнение обязательств перед банком. Как правило, правительство обязано предоставлять банку годовые и промежуточные финансовые отчеты.
После окончания проекта сотрудники Всемирного банка готовят итоговый отчет, в котором оценивают степень достижения целей проекта и его операционную среду. Затем отчет представляется исполнительным директорам международного института.
В 2014 году министерство финансов Казахстана подписало два соглашения с Международным банком реконструкции и развития (основное кредитное учреждение Всемирного банка — V) на общую сумму 139 млн. долларов. Деньги пойдут на укрепление сектора правосудия и вторую фазу по усовершенствованию ирригационных и дренажных систем в Южном Казахстане.
На сегодняшний день Всемирный банк оценивает «удовлетворительно» прогресс Казахстана по достижению целей проекта по реформе правосудия, а риски проекта — «высоко». В настоящий момент соглашение о займе ожидает своей ратификации парламентом. Прогресс по усовершенствованию ирригационных систем на юге Казахстана сотрудники международной организации оценивают «умеренно неудовлетворительно» и отмечают «существенные» риски. Правительство республики пока не выполнило «условия эффективности» этого займа.
Всего Казахстан должен международным организациям почти 7 млрд долларов США. Надеяться, что республике попросту спишут эти долги, не стоит. Хотя нужно заметить, что Всемирный банк участвовал в программе по списанию долгов странам, чей внешний долг очень высок по сравнению с общим объемом экономики. Между тем, несколько лет назад от участия в программе отказалась одна из самых бедных стран региона — Киргизия. Участие страны в этой программе рассматривалось едва ли не как угроза потери суверенитета.