• 4220
В пятницу мажилис приступит к рассмотрению отчета правительства об исполнении республиканского бюджета за 2011 год. Документ этот весьма важен, хотя бы потому, что теоретически парламент может отчет правительства не утвердить, что автоматически означает выражение недоверия правительству.

 

Софья Пашкова, Астана, Vласть

 

В пятницу мажилис приступит к рассмотрению отчета правительства об исполнении республиканского бюджета за 2011 год. Документ этот весьма важен, хотя бы потому, что теоретически парламент может отчет правительства не утвердить, что автоматически означает выражение недоверия правительству.

 

Впрочем, интересен не столько правительственный отчет (в нем всегда все хорошо, а допущенные нарушения имеют целый ряд объективных причин), сколько отчет Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, прилагающийся к отчету правительства. Поскольку Счетный комитет подчинен непосредственно президенту страны, его выводы кардинально отличаются от правительственных. И – не в лучшую (для кабинета министров) сторону.

 

Индустриализация остается недосягаемой

 

Так, согласно отчету Счетного комитета, текстом которого располагает Vласть, правительство вновь просчиталось в своих макроэкономических прогнозах. И вполне возможно – намеренно. По оценке Счетного комитета, прогноз макроэкономических показателей на 2011-2015 годы, утвержденный в августе 2010 года, «разработан с заниженными параметрами, в том числе по ВВП на уровне 103,1%, тогда как его фактический рост составил 107,3%». А «при прогнозе индекса потребительских цен с ростом в пределах 106-108% дефлятор ВВП занижен до 94,3%. В результате фактический номинальный объем ВВП сложился на 6,1 млрд. тенге выше прогнозного показателя».

 

Еще один важный вывод Счетного комитета – ожидаемого отхода от сырьевой зависимости экономики страны не только не произошло, но и наоборот - зависимость увеличивается. «В последние годы усиливается влияние нефтегазового сектора в формировании ВВП, в котором его доля возросла с 21,8% в 2008 году до 24,6% в 2011 году».

 

«Удельный вес промышленности в структуре ВВП по сравнению с2010 годом снизился на 1,2% и составил 31,7%. Укреплялась тенденция сырьевой направленности экономики», - делают вывод эксперты Счетного комитета. Опираясь на данные статистики по реализации мероприятий государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития, они отмечают: «При уменьшении доли по всем составляющие секторам промышленности увеличение наблюдается только в горнодобывающей промышленности, для которой в структуре промышленности увеличилась на 3,1% и составила 64,2%, объем добычи сырой нефти и природного газа вырос на 3,5% и его доля составила 54,7%. Это сказалось на усилении зависимости доходов республиканского бюджета, поступающих от сырьевого сектора – увеличение доли с 56,7% в 2010 году до 60,1% - в 2011-м, в то же время доля налоговых поступлений от несырьевого сектора снизилась на 3,4%».

 

Деньги из воздуха

 

В своем отчете Счетный комитет рассматривает все бюджетные программы, реализуемые в течение года. В качестве примера можно привести лишь некоторые.

 

Так, в 2011 году холдинг «КазАгро» получил бюджетный кредит в сумме 78 млрд. тенге – на проведение мероприятий по поддержке субъектов агропромышленного комплекса. Ставка вознаграждения для «КазАгро» составила 0,01% годовых! «В дальнейшем холдингом кредит предоставлен дочерним организациям по ставке 0,5% без каких-либо обоснований. В результате от этой операции им получен доход в размере 0,5 млрд. тенге. Вместе с тем, при кредитовании заемщиков дочерние организации применяли ставки от 3 до 5% годовых», - говорится в отчете.

 

Отмечено и другое правительственное новшество, направленное одновременно и на поддержку субъектов АПК и на стабилизацию рынка продовольствия – формирование региональных стабилизационных фондов. На этот проект Продкорпорации было выделено 17,1 млрд. тенге. На эту сумму компания заключила договоры займа с 16 социально-предпринимательскими корпорациями по кредитованию для последующего формирования стабфондов. Со ставкой 3% годовых.

 

«Решением правительством задачи по формированию и использованию стабилизационных фондов продовольственных товаров в регионах с достижением концептуальной цели по регулированию цен на социально значимые продукты ставится под сомнение, - отмечают в Счетном комитете. - Это вызвано тем, что, во-первых, средства размещались на депозитах БВУ, во-вторых, кредиты предоставлялись по завышенной процентной ставке. Так, из перечисленных Продкопорацией средств в размере 1 млрд тенге СПК «Шымкент», в январе 2012 года возвращено 504,5 млн., а средства в сумме 450 млн., предназначенные для формирования стабфонда, размещены на депозитах в БВУ».

 

Выводы контроля как указание для финпола

 

Представил Счетный комитет и результаты своих контрольных мероприятий, проведенных в период с мая 2011 года по апрель 2012-го. В числе объектов проверки – контроль эффективности использования средств республиканского бюджета, выделенных на проведение Азиады. Результат не радует: установлены финансовые нарушения на сумму 9,8 млрд. тенге.

 

Так, изначально, в соответствии с утвержденной государственной программой, на окончание строительства и реконструкции семи объектов Азиады планировалось потратить 30,5 млрд. тенге. Однако фактические затраты по строительству составили 132,3 млрд. с удорожанием по трем объектам на 57,5 млрд. При этом 5 объектов на момент работы Счетного комитета так и не приняты в эксплуатацию. 

 

«Отсутствие четких нормативов и определенных целей привело к возникновению в ходе строительства многочисленных незапланированных работ и корректировок, которые происходили на основании Единых технических требований к строящимся и реконструируемым спортивным сооружениям, которые в свою очередь, не соответствуют нормативным правовым актам по строительной деятельности в Республике Казахстан», - отмечают в Счетном комитете. И тут же – красноречивый пример: при строительстве велотрека в Астане из-за корректировок и дополнительных работ его цена увеличилась с 11,9 млрд. тенге до 19.9 млрд., по конькобежному стадиону – с 11,4 млрд. до 20,3 млрд.

 

То ли в результате целенаправленных махинаций, то ли из-за банального «недогляда» Минтуризма умудрилось подарить кому-то треть миллиарда тенге. «При строительстве лыжно-биатлонного стадиона в Солдатском ущелье Алматинской области выкуплен земельный участок площадью 27 га стоимостью 3,84 млрд. тенге, тогда как правоустанавливающие документы и акт оценки стоимости участка подтверждают право собственности на участок площадью 24,5 га. Таким образом, министерство туризма и спорта излишне оплачены средства за земельный участок в 2,5 га в сумме 356 млн тенге».

 

«Товары, ввозимые для проведения Азиады, поставлялись по ценам, превышающим их реальную стоимость в среднем от 2 до 5 раз. Так, согласно данным таможенной статистики, стоимость ввезенного ТОО «AL-MA Engeering» оборудования составила 56,1 млн. тенге, тогда как общая стоимсоть реализованных им исполнительной дирекции товаров, работ и услуг составила 390,2 млн. тенге или в 6,9 раз дороже».

 

Подобных фактов Счетный комитет нашел немало. Почти 300 страниц примеров, графиков и сводных таблиц и печальных выводов: финансовой дисциплины в госорганах как не было, так и нет.

 

Будет ли за это кто-то отвечать – вопрос почти риторический – за все годы своей работы двухпалатный парламент ни разу не воспользовался своим правом выразить правительству недоверие, не утвердив отчет об исполнении республиканского бюджета.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики