Крах Travelsystem: хроника событий

Арслан Аканов, Vласть

Казахстанский интернет весь день взбудоражен: крупный туроператор Travelsystem прекратил свою деятельность, что стало полной неожиданностью для общественности. Около 600 казахстанских туристов могут быть выселены из турецких отелей уже сегодня, тысячам придется отказаться от предстоящих отпусков. В министерстве по инвестициям и развитию Казахстана ситуацию уже назвали шоковой. Vласть описывает хронику событий.

26 мая

В СМИ появляется информация о том, что авиакомпания SCAT подала в суд на Travelsystem. Причиной называется растущий долг туроператора перед авиаперевозчиком, насчитывающий сотни миллионов тенге.

В распространённом авиакомпанией сообщении, в частности, отмечается следующее: «В связи с образовавшейся большой задолженностью туроператора Travelsystem перед авиакомпанией SCAT за летний сезон прошлого года авиакомпания полностью отказала в сотрудничестве в новом сезоне данному туроператору. В настоящий момент авиакомпания подготовила судебные иски в отношении туроператора о взыскании задолженности».

27 мая

Официальный представитель Ассоциации туристских агентств Казахстана (АТАК) Денис Кривошеев публикует на своей странице в Facebook комментарий, в котором выражает озабоченность положением дел в Travelsystem. «В деятельности субъекта индустрии более года наблюдались очевидные точки напряженности. В частности, рост кредиторской задолженности перед авиакомпаниями. Последние несколько недель не замечать роста нестабильности уже стало невозможно», - говорится в нем.

Представители Travelsystem опровергают заявление АТАК и заверяют рынок в своей благонадежности.

3 июня, 2:40

На сайте Travelsystem появляется сообщение следующего содержания: «Работа компании приостановлена».

3 июня, 9:47

На страничке Дениса Кривошеева появляется сообщение, уведомляющее общественность о приостановлении деятельности Travelsystem. Кроме этого, в сообщении говорится, что «туристы, заехавшие после 28.05.2015 г. завтра в 12:00 по турецкому времени будут выселены из отелей проживания, или им предложат оплатить проживание заново».

АТАК создает координационный штаб для помощи пострадавшим агентствам (согласно законодательству туристические операторы не могут продавать туры напрямую; им необходимо действовать через посредников в лице туристических агентств).

3 июня, полдень

Сложившуюся ситуацию комментируют в правительстве. Директор департамента индустрии туризма министерства по инвестициям и развитию (МИР) Тимур Дуйсенгалиев называет сложившуюся ситуацию шоковой, отмечая, что «к сожалению, руководитель компании выехал за рубеж».

«По нашим данным, на сегодняшний день от 600 до 1000 туристов могут быть выселены со своих отелей в Турции ввиду того, что компания не проплатила своим зарубежным партнерам достаточные суммы, для того, чтобы покрыть проживание наших граждан, - говорит Дуйсенгалиев. - Ситуация шоковая. Ничего не предвещало такого исхода, потому что компания имеет договор с "Эйр Астаной", положила туда депозит».

Кроме того, Дуйсенгалиев подчеркивает, что консульство Казахстана в Анталье знает о сложившейся ситуации. МИР собирает информацию о точном количестве находящихся в Турции казахстанцев и решает, какие меры необходимо предпринять.

3 июня, полдень

Национальный авиаперевозчик Казахстана «Эйр Астана» расторгает договор по фрахтованию воздушных судов с Travelsystem «по причине несостоятельности туроператора выполнять обязательства по оплате».

В сообщении авиакомпании говорится, что, несмотря на расторжение договора, авиакомпания выполнит рейсы до 19 июня в целях предотвращения неудобств и возврата пассажиров, которые уже находятся в Анталии.

При этом рейс КС505/КС506 9 июня по маршруту Алматы-Анталья-Алматы выполнен не будет, отмечает «Эйр Астана». Пассажиры этого рейса будут распределены по другим рейсам, которые авиакомпания выполнит до 19 июня.

«Пассажирам, которые запланировали обратную дату вылета в Казахстан после 19 июня (из Астаны) либо после 18 (из Алматы), рекомендуется бронировать авиабилеты на регулярных рейсах авиакомпании, - говорится в сообщении. - «Эйр Астана» откроет продажу авиабилетов в одну сторону для пассажиров, вылетающих из Анталии в Астану и Алматы по специальному тарифу $100, включая все сборы. Пассажиры до 2-х лет принимаются бесплатно».

3 июня, 14:00

Представитель МИР Дуйсенгалиев заверяет журналистов, что казахстанским туристам в Турции помогут.

«Сегодня казахстанских туристов будут выселять сегодня в 12.00 дня (по времени Антальи - V). Там будут работать наши консульства. Также мы планируем послать туда представителей наших турассоциаций, чтобы они могли на месте договориться с туроператорами Турции для того, чтобы каким-то образом решить этот вопроc», - говорит он.

На вопрос, вернут ли туристам деньги за испорченный отпуск, Дуйсенгалиев четкого ответа дать не может, отмечая, что «это вопрос к бизнесу».

3 июня, 15:00

АТАК созывает пресс-конференцию в Алматы, на которой Кривошеев снова подчеркивает: о сложившейся в Travelsystem ситуации ассоциация говорит давно, однако до сегодняшнего дня «никто не слышал».

Кривошеев подтверждает, что под угрозой выселения из турецких отелей находятся 600 туристов. «Я думаю, в Facebook уже началась истерия о том, что людей выселяют. Кого-то начали выселять раньше, кого-то начнут выселять позже».

Кривошеев призывает общественность не паниковать, утверждая, что АТАК активно занимается систематизацией данных, чтобы уточнить точное количество оказавшихся в затруднительной ситуации туристов.

Другой проблемой Кривошеев называет не вылетевших в Турцию туристов. Их, по оценке АТАК, около 1700 человек. Ассоциация не советует им вылетать в отпуск, поскольку проживание в отелях не оплачено.

Сложившаяся ситуация, по мнению представителей АТАК, больнее всего ударит по небольшим турагентствам. Скорее всего, потери туристов им придется покрывать из собственного кармана.

3 июня, 16:00

Комитет по защите прав потребителей министерства национальной экономики заявляет о готовности помочь казахстанцам, пострадавшим в результате приостановки деятельности туристической компании Travelsystem.

В комитете напоминают, что «во всех областных центрах страны действуют консультационные центры по вопросам защиты прав потребителей, где вам бесплатно могут разъяснить действующее законодательство и помогут оформить необходимые документы для обращения в суд».

В среду после обеда на вебсайте Travelsystem появилось сообщение, где, среди прочего, говорится:

«Сегодня, по решению генерального директора компании, туристический оператор Travelsystem объявил о приостановлении своей деятельности. Среди причин этого вынужденного решения – отсутствие продаж в течение последних двух недель, вызванное активно распространяемыми на рынке слухами по поводу устойчивости компании, и отсутствие текущей ликвидности.

Большинство туристов, находящихся в настоящий момент за рубежом, обеспечены обратными билетами для возвращения в Казахстан. Туристическим агентствам, которые имеют действующий агентский договор с ТОО «TENGRI TRAVELSYSTEM», следует уведомить клиентов об отмене всех туров, в том числе и туров с выданными на руки документами».

Репортер интернет-журнала Vласть

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики