Модель решения: Как борются с преступностью в крупных городах

Ирина Галат, репортер Vласти

Фото Жанары Каримовой

Ежегодно сотни тысяч женщин принуждают к подневольному труду и сексуальному рабству. Более 40 тысяч женщин погибают от рук своих мужей и партнеров. Тысячи людей погибают от насилия, связанного с наркотиками и терроризмом. Такие страшные данные озвучил в апреле генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, подчеркнувший в своем выступлении на 13-м конгрессе ООН, что «преступность представляет серьезную угрозу миру и безопасности».

В Казахстане в 2014 году было зарегистрировано 341 291 преступление, что на 5 процентов меньше, чем в 2013 году. Только за первый квартал текущего года в Едином реестре досудебных расследований зарегистрировано 3 336 уголовных правонарушений, связанных с насилием в отношении женщин.

С преступностью в разных ее проявлениях борются везде и всегда. Специалисты изучают причины ее происхождения, придумывают способы борьбы с ней. В мире существуют уникальные примеры решения проблем преступности. Однозначно назвать их успешными нельзя – всегда есть те, кто критикует, и те, кто одобряет. Но взять на вооружение данные методы просто необходимо.

Нью-Йорк, США

В 1980-х годах в Нью-Йорке уровень преступности достиг критических масштабов. Горожане боялись выходить из дома в темное время суток, мало кто осмеливался спускаться в метро днем. В городе творился хаос – повсюду мусор, граффити, разбой, грабежи, убийства.

В это время криминалистами Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом была сформулирована «Теория разбитых окон». Согласно ей, существующий в среде даже несущественный беспорядок цепной реакцией, по нарастающей, приводит к эпидемии преступности.

Применить на практике данную теорию в то время решил директор нью-йоркского метрополитена Дэвид Ганн. Первым шагом в борьбе с преступностью стало уничтожение граффити – ежедневно сотрудники метро очищали вагоны от любых надписей и рисунков. Параллельно метрополитен объявил войну безбилетному проезду.

Казалось бы, такие малозначимые действия в сравнении с тем ужасом, который творился в подземке, не принесут никаких результатов. Но, вопреки ожиданиям скептиков, ситуация начала довольно быстро меняться в лучшую сторону – метро становилось безопаснее.

Позже данная модель была применена ко всему городу – полицейских обязывали реагировать на самые мелкие правонарушения: выброс мусора в неположенных местах, публичное пьянство, попрошайничество и т.п. Принцип «нулевой терпимости» дал свои результаты – количество совершаемых в мегаполисе преступлений за несколько лет сократилось более чем в два раза.

Бостон, США

В другом крупном городе США, Бостоне, также в конце 1980-х годов произошел резкий рост числа преступлений, особенно убийств. Жертвами становились преимущественно члены уличных банд – молодые темнокожие мужчины, вовлеченные в рынок крэк-кокаина. Остановить данную тенденцию попытался социолог Дэвид Кеннеди. Он полагал, что хорошего эффекта можно добиться путем уничтожения уличных рынков оружия и наркотиков, а также через проведение многосторонних переговоров с участием членов уличных банд.

Данный подход впервые был апробирован в Бостоне, за что получил название «Бостонское чудо». На практике это выглядело следующим образом: проводились совместные беседы с участниками преступных группировок и их родственниками, представителями полиции, священниками, социальными работниками. Членам банд предлагали сделать выбор – остаться в среде правонарушителей или получить помощь в сфере образования, базового или профессионального. В результате количество преступлений в городе значительно снизилось. Программа оказалась настолько успешной, что впоследствии была реализована во многих других городах США.

Эйлат, Израиль

В 2004 году мэр Эйлата инициировал внедрение в городе программы «Город без насилия», принципы которой базировались на создании в обществе здоровой атмосферы путем применения комплексного и многопланового подхода. Данная модель была рассчитана не на получение моментального результата, а на постепенное снижение числа правонарушений в городе.

Комплексность данного подхода заключалась в совместной работе всех городских учреждений в сфере образования, здоровья, социального обеспечения, досуга, правопорядка и т.п, а также местных администраций и общественных организаций. Многоплановость – в охвате различных групп населения, где есть или возможно проявление негативного девиантного поведения (в семье, в школе, на дороге, в бизнес-среде, в отношении с животными и другое). Большое значение уделялось профилактике правонарушений, в рамках которой соответствующие мероприятия проводились даже в детских садах.

«Целевой аудиторией данной программы являются не сами агрессивно настроенные элементы и преступники, а общество, страдающее от насилия. Кроме того, в отличие от того, что принято в других программах, проект «Город без насилия» концентрируется не на одной конкретной проблеме, как, например, злоупотребление алкогольными напитками, и не на одной конкретной группе населения, например, на подростках, а на всем населении города, на всех группах риска и на всех типах насилия, которые существуют в данном городе», - говорится в описании проекта.

В рамках программы сначала происходит изучение городской среды, выявляются проблемы. Позже составляется четкий план действий, он реализуется и оценивается.

Согласно данным министерства внутренней безопасности Израиля, проект в Эйлате показал блестящие результаты – за три года «уровень преступности и количество случаев применения насилия снизились на десятки процентов». Успешность программы в одном небольшом городе побудила власти Израиля внедрить ее и в других, в том числе крупных городах, придав программе статус общенациональной модели борьбы с насилием.

Сингапур

Невероятного прогресса в борьбе с преступностью удалось добиться правительству города-государства Сингапур. Коррупция и преступность, которые царили в Сингапуре до обретения в 1965 году государством независимости, удалось практически свести к нулю. Инициатором больших реформ стал премьер-министр Ли Куан Ю, который на личном примере показывал свое отношение к коррупции и другим правонарушениям.

Победить преступные банды (триады) удалось с помощью системы, предусматривающей осуждение их членов по показаниям трех свидетелей, которые были анонимны для общества, но открыты для власти. Без суда человека можно было держать в тюрьме два года, после чего наблюдательный совет решал: отпускать его или нет.

В стране были введены жесткие меры борьбы со взяточничеством – реальные тюремные сроки и общественное порицание. Грамотное антикоррупционное законодательство, устранение возможных предпосылок для совершения преступлений, повышение имиджа госслужащих и увеличение им заработных плат привели к тем результатам, которые сейчас можно наблюдать в государстве – в рейтинге стран мира по уровню восприятия коррупции 2014 года Сингапур занял почетное седьмое место.

Помимо этого в городе-государстве существует широкая система штрафов: за выброс мусора, курение и переход дороги в неположенных местах, использование жевательной резинки, плевок на тротуар, кормление бродячих животных и птиц и многое другое. За преступления, связанные с наркотиками, предусмотрена смертная казнь. В 2014 году данный вид наказания был применен в отношении двух человек. До этого с 2012 года в стране действовал мораторий на исполнение смертных приговоров.

Интересны также примеры решения проблем преступности не только на общегородском, но и на страновом уровне. Так, например, в Грузии в 2004 году стартовала реформа министерства внутренних дел, в рамках которой были уволены тысячи сотрудников. Милиция реорганизовалась в полицию не на словах, а на деле. Коррупция была искоренена, уровень доверия населения к полицейским за несколько лет возрос с 5% до 90%. В результате нововведений властям удалось в целом значительно снизить количество правонарушений, практически избавиться от организованной преступности, уничтожить нелегальный рынок сбыта.

В целом в мире в настоящее время стражами порядка, помимо давно известных методов, в том числе и описанных выше, активно применяются и современные технологии (системы видеонаблюдения, GPS-навигаторы, беспилотные летательные аппараты), позволяющие как предотвращать правонарушения, так и оперативно на них реагировать.

Обозреватель интернет-журнала Vласть

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики