Депутаты мажилиса внесли на рассмотрение парламента проект закона "О противодействии коррупции". Как пишут авторы, целью документа является "устранение коррупции в обществе и защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также обеспечение национальной безопасности от угроз, вытекающих из проявлений коррупции в государственном аппарате и иных сферах". Vласть изучила, как именно мажилисмены, разработавшие законопроект, намерены противодействовать коррупции.
Депутаты предлагают изменить многое, начиная от собственно понятия "коррупция". По их видению, это "использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, адвокатами, частными нотариусами, частными судебными исполнителями своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ".
Предлагается ввести новую статью "Антикоррупционное воспитание". Под таким воспитанием депутаты подразумевают "деятельность субъектов противодействия коррупции по формированию в обществе культуры нетерпимости к коррупции и соответствующей гражданской мотивации, а также внедрению моделей антикоррупционного поведения. Формы и методы антикоррупционного воспитания, механизм взаимодействия с институтами гражданского общества определяется субъектами противодействия коррупции самостоятельно". Правительство же в своем заключении предлагает рассматривать антикоррупционное воспитание лишь как часть мер "по формированию антикоррупционной культуры, наряду с которой необходимо рассмотреть информационно-пропагандистскую и иную социально-значимую деятельность субъектов противодействия коррупции".
Законопроектом предлагается расширить и список субъектов, которые могут совершать коррупционные правонарушения. Помимо госслужащих, к ним предложено отнести также адвокатов, нотариусов, частных судебных исполнителей. А к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравнять людей, работающих в организациях квазигосударственного сектора. Правительство, как выяснилось, не поддерживает идею о включении в список адвокатов и нотариусов, поскольку это "противоречит сути и природе частной нотариальной и адвокатской деятельности, а также деятельности в области частного исполнительного производства".
Разумеется, помимо просто расширения списка субъектов, предлагается ввести для них ряд ограничений и обязанностей. В частности, депутаты хотят ввести финансовый контроль - путем декларирования соответствующими категориями лиц не только доходов и имущества, но и расходов, как для собственно людей, уполномоченных выполнять государственные функции, так и для их супругов, Согласно законопроекту, эти декларации должны публиковаться. Занимающие политические государственные должности и административные государственные должности корпуса "А" публикуют их на официальном сайте госоргана, где они работают, депутаты парламента и маслихатов на сайте соответствующих представительных органов власти, судьи - на сайте Верховного суда, акимы городов районного значения, сельских округов, поселков и сел, члены выборных органов местного самоуправления - на сайтах акиматов и маслихатов.
Правительство это предложение поддержало лишь частично. Во-первых, в перечень оказались не включены руководящие должностные лица субъектов квазигосударственного сектора. "Такой выборочный подход вызывает определенные сомнения, поскольку указанные лица наравне с должностными лицами госорганов подпадают под действие мер финансового контроля", - отмечается в заключении кабмина на законопроект. Что же касается публикации деклараций на сайтах госорганов, то, по мнению правительства, "следует придерживаться решения, принятого на заседании Национальной комиссии по модернизации от 6 июня 2015 года, согласно которому режим обязательного опубликования деклараций должен вступить в действие с 2020 года и только в отношении высших должностных лиц, политических служащих, судей".
Законопроектом предлагается запретить лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций и приравненных к ним (за исключением кандидатов в президенты, в депутаты парламента и маслихатов, в члены выборных органов местного самоуправления, и лиц, осуществляющих свою деятельность в субъектах квазигосударственного сектора, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой. Запрещено им и самостоятельно участвовать в управлении хозяйствующим субъектом; заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением приобретения и (или реализации паев открытых и интервальных паев инвестиционных фондов, облигаций на организованном рынке ценных бумаг, акций коммерческих предприятий (простые акции в объеме, не превышающем 5% от общего количества голосующих акций организации), а также передача в имущественный наем жилища. Отдельно оговорено, что председателю Национального банка и его заместителям запрещено приобретение паев инвестфондов, облигаций и акций коммерческих компаний.
Также запрещается "лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций и приравненных к ним иметь на праве собственности движимое и недвижимое имущество, а также банковские счета за пределами Казахстана". Правительство эту норму не поддержало, объяснив тем, что "в соответствии с гражданским кодексом имущество, не относящееся к недвижимому имуществу, признается движимым имуществом, к которому относятся также предметы личного потребления". Что касается банковских счетов, то они, по мнению кабмина, могут открываться "при обстоятельствах, которые могут не иметь противоправные признаки". К таким обстоятельствам можно отнести необходимость открытия банковского счета в целях получения образования, лечения и наследства, а также обстоятельства, связанные со служебными обязанностями. В связи с этим установление таких ограничений правительство считает преждевременным.
Законопроектом определен и уполномоченный орган в сфере противодействия коррупции - агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции. Агентство будет ежегодно готовить и вносить президенту страны Национальный доклад по противодействию коррупции. Доклад будет формироваться на основе результатов работы агентства по выявлению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, деятельности государственных органов, физических и юридических лиц.
Органы по противодействию коррупции предложено наделить такими полномочиями, как: проводить проверки, осуществлять оперативно-розыскную, административную и следственную деятельность, а также досудебное расследование; изымать или производить выемку документов, товаров; требовать производства ревизий, налоговых и других проверок, аудита. Оговорена в законопроекте и защита "доносителя": "лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие в противодействии коррупции, находится под защитой государства и поощряется в порядке, предусмотренном правительством".
Депутаты предлагают распространить действие закона не только непосредственно на граждан страны, но и "в отношении должностных лиц иностранных государств и международных организаций, осуществляющих свою деятельность в Казахстане или вступающих в отношения с должностными лицами, государственными органами, физическими и юридическими лицами Республики Казахстан вне ее территории".