• 3900
Казахстанцам по-прежнему не хватает финансовых знаний

В Казахстане уровень финансовых знаний среди населения остается низким, следует из результатов исследования, выполненного Банком Хоум Кредит методом проведия фокус-групп.

Результаты исследования свидетельствуют, что менее 30% населения ведут регулярный учет семейного бюджета и личных финансов и никто из опрошенных родителей не привлекает детей к домашним финансовым процессам. При этом при выборе банка большая часть опрошенных ориентируются на надежность и репутацию, основанные на рекламе в СМИ.

Известно, что любые основы закладываются в детстве, но когда дело касается финансовых процессов, подавляющее большинство опрошенных родителей считают, что «жизнь сама научит, как нужно обращаться с деньгами». 87% участников исследования затруднились ответить, как информировать ребенка о том, как деньгами нужно управлять или как их инвестировать. Если бы людям с детства на элементарном уровне поясняли вопросы о финансовых процессах, формировании или управлении, то повседневные финансовые проблемы у родителей с детьми были бы решены.

Каждый пятый житель Казахстана использует финансовые услуги, но самой популярной остается кредитование. 50% участников исследования используют кредиты (потребительские или денежные), но при этом наименьшая часть знает условия своего кредитного договора.

На вопрос, при решении взять кредит, какие были предприняты меры при выборе банка, 42% затруднились ответить, 30% ориентировались на рекламу в СМИ, 10% на рекомендации знакомых, остальные 18% выбрали банк по месторасположению.

Опрошенные также сообщили о том, на что чаще всего ориентируются, когда выбирают финансовую услугу. 80% предпочитают, чтобы банк был надежным, остальные 20% - чтобы у него была положительная репутация, на дополнительный вопрос по каким критериям оценивается надежность и репутация банка затруднились ответить почти 100% респондентов.

Дети, родители и деньги

В 10 алматинских школах было проведено анкетирование, в котором приняли участие учителя, родители дети. Целью анкетирования было выявить, насколько отличается уровень финансовой грамотности учеников школ, и каково отношение родителей к обучению детей финансовой грамотности.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что проекты финансовой грамотности среди детей потенциально будут эффективны.

«Считаю, что мой ребенок будет использовать всю информацию, полученную на уроках по финансовой грамотности, которую проводил Банк Хоум Кредит в рамках проекта «Путешествие в мир финансов». Думаю, чем раньше ребенок изучит финансовую грамотность, тем больше у него шансов иметь конкурентное преимущество. Раньше я не привлекала детей при обсуждении семейного бюджета, теперь понимаю, что ребенок должен с детства участвовать в обсуждении покупок, тогда они понимают, куда уходят деньги и как они приходят в семью. Тем более, что мой ребенок уже знает такую терминологию как доход, необходимые расходы, бюджет. Лично мне после курса стало гораздо легче объяснять ребенку, почему и в какое время я совершаю покупки или почему нельзя купить все, что хочется» - отметила Жамиля Дауренбаева, мама ученика 5 класса, участника проекта анкетирования.

«На мой взгляд, внедрение преподавания в классах средних школ дисциплин финансовой грамотности способствует подготовке детей к более эффективному управлению своим личным капиталом, к правильному распределению, сбережению, накоплению и инвестированию финансов с подросткового возраста, что в целом будет сопутствовать повышению финансовой грамотности населения в целом. Я считаю, что чем раньше ребенок будет знать финансовые азы, тем легче ему будет ориентироваться на любом рынке» - подчеркивает Ольга Анатольевна, заместитель директора по профильному обучению гимназии №25 им. Есенберлина.

«В августе 2009 года был издан приказ министерства образования и науки «Об утверждении Типовых учебных программ по основам экономики и финансовой грамотности». Однако, практическая реализация оставляет желать лучшего. По данным нашего анализа, финансовая грамотность во многих школах не преподается, в остальных интегрирована в предметы «Познание мира» или «Технология». Например, изучая кулинарию, дети составляют калькуляцию блюда. Такой подход является недостаточным, чтобы ребенок почувствовал себя уверенней в своем будущем» - рассказывает Светлана Богатырева, директор фонда женского лидерства.
Вопросами повышения финансовой грамотности занимаются сейчас во всем мире: с 2003 года их курирует Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2006 году министры финансов стран большой восьмерки (G8) отметили важность улучшения уровня финансовой грамотности населения в целях расширения возможностей и принятия эффективных решений. В 2008 году была создана международная сеть финансового образования INFE, которая курирует, в том числе, и школьные программы разных стран.

С 2012 года Банк Хоум Кредит популяризирует финансовую грамотность в казахстанском обществе. На сегодняшний день по всему Казахстану уже проведено более 600 Дней открытых дверей и более 100 открытых семинаров по финансовой грамотности для всех желающих.

Первостепенными задачами проектов является донесение финансовой информации в понятной и доступной форме путем системной и регулярной работы: проведение семинаров, мастер – классов, публикациями в СМИ, изданием книг. В фокусе внимания Банка Хоум Кредит люди с разным уровнем дохода, их потребности и цели. Поэтому целью регулярных встреч руководства банка с клиентами является формирование умения ориентироваться в банковских продуктах просто, быстро и легко у всех категорий граждан.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики