Джаксыбеков просит горожан о поддержке

Ирина Севостьянова, Астана, Vласть

Фото Марии Гордеевой

Отчетная встреча акима Астаны Адильбека Джаксыбекова с населением города в этом году прошла в новом формате. Если все прошлые годы градоначальник проводил на сцене Конгресс-холла несколько часов, отвечая на вопросы зала, в этот раз порядок изменили. Вопросы граждане задавали «адресно»: по конкретным управлениям, заместителям акима и некоторые - акиму лично.

В этом году, организовывая мероприятие, городские власти обошлись без традиционной «массовки» - театрализованных постановок школьников и детских коллективов в фойе. Вместо этого фойе Конгресс-холла было заставлено столами, где разместились начальники городских управлений и их заместители и уже за час до начала отчета вовсю отвечали на вопросы граждан.
Прием вопросов был организован отдельно. Шесть столов специально огородили лентами и там секретари старательно записывали вопросы, определяли, кому этот вопрос нужно задать и направляли «просителя» по «нужному адресу».

Отдельно сделали мини-кабинеты и для заместителей акима. В полузакрытых кабинках даже установили Т-образные столы, поставили стулья для посетителей и кресла - для начальников. Получилась имитация рабочего кабинета, но - в открытом доступе.

Остальное осталось без изменений - жесткий контроль на входах, сбор прессы и граждан с вопросами за час до начала встречи, полицейские наряды вокруг здания и перекрытые дороги на время подъезда акима (к слову, Конгресс холл находится через площадь от здания акимата города).

На трибуне Джаксыбеков провел 30 минут. Динамику развития города продемонстрировали в специально подготовленном фильме. Аким же коротко доложил об экономических успехах столицы за прошлый год, подчеркнув, что итоги развития Астаны «впечатляющие по всем направлениям, что дает основания говорить о наличии потенциала для дальнейшего роста». Даже безработицы в столице «практически нет» - на учете на бирже труда находятся лишь порядка трех тысяч человек, что для города с почти миллионным населением очень мало. И - перешел к насущным проблемам.

Правда, для начала аким акцентировал внимание, что у жителей города есть полный доступ ко всей информации. С начала года работала прямая линия, куда можно было звонить, районные акимы проводили встречи с населением, проводились дни открытых дверей, на сайте акимата работают «Виртуальная приемная» и «Народный контроль», и каждый житель города может обратиться со своими вопросами любым удобным способом. «Мы проанализировали все эти обращения и выявили основные вопросы, которые вызывают нарекания со стороны жителей и создают определенные трудности. Это долевое строительство и недобросовестные застройщики, общественный транспорт и дорожное движение, работа медицинских служб, в особенности «скорой помощи», и экология города», - перечислил Джаксыбеков. Собственно, этим вопросам он в большей степени и посвятил свое выступление.

В строительстве, несмотря на его активные темпы (ежегодно в столице сдается порядка миллиона квадратных метров жилья) все еще остаются проблемы. Акимат со своей стороны старается об этих проблемах предупредить - помимо контроля за ходом и качеством строительства, создан и опубликован на сайте акимата список недобросовестных застройщиков. Но с другой стороны, заметил Джаксыбеков, людям тоже нужно быть более внимательными и ответственными: «Ведь каждый из них понимал, что долевое участие в строительстве сопряжено с определёнными рисками. Они сами выбирали подрядчика, они сами выбирали ЖСК. Мы неоднократно предупреждали об этом. Но многие шли на поводу рекламы, гонясь за дешевой ценой, а не за качеством, не слушая и не принимая во внимание факторы, которые очень важны при выборе строительной компании, вкладывали большие средства. А когда дело дошло до обмана, напрямую апеллируют к акимату, к власти, не решая свою проблему законным путем через суд. Хотя никто их не заставлял заключать договора и нести застройщику деньги. Всё это происходило на добровольной основе».

К ответственности граждан градоначальник апеллировал достаточно часто. Например, заметил он, нередки нарекания в адрес работы КСК. «Думаю, каждый из присутствующих в зале хоть раз был недоволен управляющей компанией своего дома, - усмехнулся он и уже серьезно продолжил, - Но жители должны понимать, что работа КСК в первую очередь зависит от них самих. Каждый должен быть сам заинтересован в благополучии своего дома и двора. Надо быть более активным и требовательным, принимать участие в общих собраниях. По нашей информации, основная масса жителей не присутствуют, ходят только те, кому удобно, кого председатель КСК сам приглашает, его поддерживают. Председателя КСК, руководство КСК вы выбираете сами. И зарплату выплачиваете и проверять можете и ревизионную комиссию создавать. Но с другой стороны никакой такой активной ответственности нет». Со стороны городских служб аким пообещал усилить работу жилищной инспекции и лучше контролировать КСК.

Особого внимания удостоился коммунальный сектор. Джаксыбеков констатировал, что количество аварий и порывов «значительно уменьшилось», а тепло- и электроснабжение работают стабильно. Вместе с тем, «остро стоит вопрос энергосбережения», и над этим необходимо «серьезно задуматься». «Десятки тонн топлива ежегодно тратятся впустую. По оценкам экспертов, 70% теплопотерь происходит из-за халатного отношения потребителей. В квартирах, установленные батареи без регулировки мощности, для снижения температуры люди открывают окна. Как следствие, наши затраты на обогрев домов в несколько раз больше, чем скажем, в той же Финляндии, Исландии, где аналогичные климатические условия. Во многих странах более рачительны, чем мы. Они стараются найти множество способов сэкономить энергию, применяя современную технологию и давно, например, отказались от ламп накаливания. Обычная лампочка только 5-10% потребляемой энергии превращает в свет, а остальные просто нагревают воздух. То есть жители несут ненужные расходы, а энергосистема города впустую растрачивает мощности. Всем надо пересмотреть подход к использованию энергоресурсов. Это будет действительно большим и полезным делом для города», - призвал Джаксыбеков.

Отдельный вопрос - обеспеченность детскими садами. У акимата весьма амбициозный план - в текущем году обеспечить 95% детей в возрасте от трех до шести лет местами в дошкольных учреждениях. Однако, уверен градоначальник, разовыми акциями проблему не решить. Решение же, по его видению, кроется в создании рыночных условий, для чего необходимо уравнять размер оплаты в государственных детсадах с частными.

Остановился аким и на работе общественного транспорта, вызывающую очень много нареканий. «Жителям зачастую приходится долго ждать автобусы на остановках. Не соблюдается интервал движения. Водители нарушают правила дорожного движения, грубят, меняют маршруты, - перечислил он список проблем. - Все это продолжается довольно долгое время и проблемы в этой сфере накопились давно. В прошлом году мы начали решать целый комплекс вопросов. Проведена масштабная модернизация маршрутной сети, исключены нерациональные маршруты, которые оставались на уровне еще той Акмолы. Изменения коснулись 39 городских маршрутов, 14 чрезмерно длинных были разделены. Таким образом, количество маршрутов увеличилось с 52 до 63 единиц. В качестве альтернативы по городу курсирует 6 экспресс-маршрутов, которые отличаются меньшим количеством остановок и более прямой схемой движения. В текущем году планируем запустить дополнительно семь таких маршрутов».

Кроме того, «для удобства и экономии средств граждан внедрен новый вид проездных билетов, которые действуют как на пригородных, так и на городских маршрутах». «В мае месяце мы перейдем на электронную систему оплаты проезда, что, по мнению экспертов, положительно скажется на качестве организации перевозок, повысит заинтересованность перевозчиков, водителей и даст дополнительную мотивацию по качественному исполнению своих обязанностей», - заявил Джаксыбеков. А в скором будущем появится легкорельсовый трамвай, который «в перспективе будет пользоваться большим успехом у горожан».

Чтобы разгрузить дороги города, акимат внедряет дифференцированный рабочий график. Аким подчеркнул, что это - международная практика и вновь удивился нежеланию людей принимать новшества. «Да, в какой-то момент бывают неудобства, иногда бывает, что привычные маршруты вдруг меняют и не всегда сразу получается. Но это - практика всех городов, мы ничем не отличаемся от других городов», - рассудил он. «Электронное обилечивание - это прежде всего гражданам очень удобно. На одной карточке вы можете платить за проезд, платить за детей в библиотеку, в ресторанах, в магазинах. И все это внедряется», - заверял он.

Даже планы городских властей изменить время начала школьных занятий, по мнению акима, были бы на пользу ребенку: «Это же поможет прежде всего вам, любой ребенок приучается раньше вставать это прежде всего полезно ребенку, и он должен раньше ложиться. И мы сразу это воспринимаем как негатив, чья-то прихоть».

Лейтмотив выступления акима был таков: горожане должны поддержать власти во всех начинаниях, ну и сами не забывать о собственной ответственности. Ну а что астанчане хотели спросить у акима, осталось неизвестно - прессу попросили не мешать чиновникам работать и часть встречи, предполагающая живое общение с людьми, была объявлена закрытой.

Шеф бюро Vласти в Астане

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые