Несмотря на то, что главными героями прошедшей недели были, отнюдь не казахстанцы - президент Кыргызстана неожиданно столкнулся с террористической угрозой, а Узбекистан и вовсе лишился своего лидера - внутри страны все же нашлись свои ньюсмейкеры. Внимание аудитории привлекли многочисленные выступления президента, спортивная форма премьер-министра и девочка, которую не чуть не выгнали с первого звонка за распущенные волосы.
Нурсултан Назарбаев, президент
У главы государства минувшие семь дней выдались чрезвычайно насыщенными. В понедельник Назарбаев выступал перед многочисленными делегатами столичной конференции, посвященной строительству безъядерного мира. Там помимо прочего президент напомнил собравшимся, что мир оказался на пороге войны между двумя ядерными державами, и необходимо как можно скорее озаботится созданием «системы управления кризисами» между крупными державами.
1 сентября президент открывал очередную парламентскую сессию. И даже несмотря на то, что речь президента в целом звучала более чем оптимистично, недочеты кабинета министров и депутатского корпуса стали достоянием общественности. Правительству досталось за слабый контроль за освоением бюджетных средств, а парламентарии оказались виноваты в излишней спешке при принятии некоторых некачественно проработанных законопроектов.
К концу недели глава государства прибыл в Китай на саммит G-20. Там, помимо двусторонних встреч с главами Китая и США, Назарбаев выступил на самом саммите. Президент предложил мировому сообществу создать – ни много ни мало – аналог Глобального экономического регулятора на базе Экономического и социального совета ООН.
Карим Масимов, премьер-министр
Глава правительства на прошлой неделе взял на себя все протокольные мероприятия, которые были связаны с событиями в России и Узбекистане. Во вторник Масимов посетил Посольство Кыргызской республики в Астане и выразил свои соболезнования относительно гибели 14 киргизских граждан в одной из московских типографий в результате пожара. И именно глава кабинета министров отправился в субботу в Самарканд, чтобы возглавить казахстанскую делегацию на похоронах первого президента Узбекистана Ислама Каримова.
Дипломатические обязанности не помешали Масимову оставаться в курсе локальных новостей и, что называется, быть в центре событий. 1 сентября отечественные интернет-пользователи были кроме всего прочего заняты внимательным изучением фотографии, которую выложил на свою страницу в Твиттере премьер-министр. Там, как он сам писал, изображен его первый класс, и найти на фото первоклассника Масимова оказалось не такой уж простой задачей. В воскресенье же глава правительства поучаствовал в столичном благотворительном марафоне. Преодолев ровно половину классической марафонской дистанции, Масимов, как уверяют видевшие его финиш журналисты, остался весьма доволен собой.
Владимир Жумаканов, председатель Комитета национальной безопасности
На неделе глава КНБ предстал перед журналистами, которые не преминули задать высокопоставленному чиновнику уйму вопросов. В числе прочего Жумаканову пришлось комментировать проблему возможного запрета в республике салафизма как целого религиозного течения. Он не отрицал, что все террористические атаки, которые происходили в Казахстане с 2011 года, так или иначе были связаны с «адептами вот этой идеологии». Поэтому предложения о запрете в стране тех или иных религиозных течений «в ближайшее время» будут рассматриваться «и на уровне главы государства, и на уровне совета безопасности», подчеркнул глава КНБ.
Говоря о позиции ведомства в этом вопросе, он заметил, что «КНБ склоняется к тому, что надо хорошо делать свою работу», однако сразу же после заявил: «силовая составляющая редко решает проблемы кардинально, это вопросы все таки власти и общества в целом». О том, как эти вопросы будут решаться, Жумаканов, вероятнее всего, пока понятия не имеет. Зато он в очередной раз напомнил, что в законодательство внесены «достаточно существенные изменения», а система оповещения «создается новая совершенно».
Асланбек Амрин, вице-министр образования и науки
В понедельник стало известно, что Амрин назначен на пост вице-министра образования и науки. Примечательно, что у 34-летнего Амрина уже относительно большой опыт работы на государственной службе - с 2005 по 2010 годы работал в отделе индустриально-инновационного развития канцелярии премьер-министра, после на протяжении трех лет возглавлял Национальное агентство по технологическому развитию. Также имеет опыт работы в частных инновационных компаниях ТОО «KITEX», ТОО «Центр внедрения новых технологий и материалов», АО «Казахстанские инновационные технологии», а также в международной телекоммуникационной компании «TIMWE International».
Амрин родился в Северо-Казахстанской области, получил высшее образование по трем специальностям - «Финансы и кредит», «Геоинформационные системы» и «Управление технологиями» (по программе «Болашак»). В 2014 году он вошел в число 100 будущих лидеров по версии Vласти. Без сомнений, человек, увлекающийся коммерциализацией изобретений и менторством амбициозных интернет-проектов, может оказаться весьма полезным для отечественных ученых и стартаперов.
Карлыгаш Онгарова, жительница Астаны
1 сентября женщина разразилась внушительным постом на своей странице в Facebook, который впоследствии вызвал широкий резонанс. В нем Онгарова рассказала об инциденте, который произошел на первой линейке ее дочери в столичной школе №35. Классный руководитель первоклассницы попросила девочку покинуть линейку, указав на ее распущенные волосы и отсутствие бантов. Свое требование матери девочки учительница объяснила тем весомым фактом, что на первый звонок приехало центральное телевидение. Естественно, такое объяснение женщину ничуть не удовлетворило, и она решила, что оправданнее всего будет перевести дочь в другой класс.
В ситуацию вынуждена была вмешаться пресс-секретарь управления образования столицы Ботагоз Омар. Она переговорила с Онгаровой, а затем связалась с директором школы, который и объявил учителю выговор. Кроме этого, чиновнице удалось переубедить возмущенную женщину «не менять судьбу дочери» и оставить ее в том классе, куда ее распределили изначально. Кроме этого, Омар подчеркнула, что ни в одной школе не имеют права не допускать ребенка на торжественную линейку без белых бантов или галстука.