Правительство Казахстана разработало проект закона «О контрразведывательной деятельности» и сопутствующий ему пакет поправок, которые регламентируют деятельность данных органов и их помощников. Согласно нормам новых документов, иностранцы, привлекаемые на управленческие должности в государственные органы будут проходить спецпроверку, а физические лица, сотрудничающие со спецорганами, будут финансово защищены в случае происшествий.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, имеющемся в распоряжении Vласти, основной законопроект разработан во исполнение протокола заседания совета безопасности от 10 июня и направлен на определение правовых основ контрразведывательной деятельности и закрепление гарантий законности ее осуществления. А принятие документа позволит повысить эффективность предпринимаемых мер по защите национальных интересов Казахстана от разведывательно-подрывной деятельности.
В частности, органы контрразведки будут защищать основы конституционного строя, государственного суверенитета и территориальной целостности; заниматься предупреждением и пресечением разведывательных и подрывных акций, связанных с осуществлением терроризма и экстремизма, созданием и деятельностью преступных групп, незаконным оборотом оружия и наркотических средств.
В число органов, осуществляющих контрразведывательную деятельность, законопроектом отнесены специальные государственные органы, органы национальной безопасности, служба государственной охраны и уполномоченный орган в сфере внешней разведки.
Согласно девятой статьи законопроекта, они имеют право привлекать к конфиденциальному сотрудничеству физических лиц, создавать конспиративные объекты, беспрепятственно входить в любое время суток на территорию и в помещения организаций, а на территорию режимных, стратегических и иных объектов, имеющих важное государственное значение – с уведомлением их руководителей «только для проведения контрразведывательных мероприятий». В ходе контрразведывательных мероприятий они имеют право использовать имущество физических и юридических лиц с их письменного или устного согласия и осуществлять действия, имитирующие разведывательно-подрывную деятельность при проведении контрразведывательных мероприятий.
Основаниями для осуществления контрразведывательных мероприятий могут служить необходимость обеспечения безопасности охраняемых лиц и объектов, необходимость получения информации, представляющей угрозу национальной безопасности и выявления радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств. Как говорится в статье 10 законопроекта, за такими органами также закрепляется проведение обязательной специальной проверки лиц, оформляемых (переоформляемых) допуск к сведениям, составляющим госсекреты, а также специальной проверки поступающих и состоящих на госслужбе, претендующих на занятие должности служащего Национального банка и его ведомств.
Вместе с тем, законопроектом устанавливаются основание для проведения контрразведывательных мероприятий по обязательной специальной проверке иностранцев, привлекаемых на работу в государственные органы республики, а также государственные юридические лица или субъекты квазигосударственного сектора на должности, связанные с исполнением управленческих функций.
«Введение данной нормы может способствовать увеличению трудовой нагрузки на сотрудников государственного органа-разработчика и, соответственно, может привести к возникновению потребности в дополнительных трудовых ресурсах. Для их привлечения, в свою очередь, может потребоваться дополнительное финансирование», - отмечается в заключении научной экономической экспертизы законопроекта.
Отдельные нормы законопроекта касаются определения правового статуса негласных сотрудников, и закрепляется понятие «конфиденциального помощника», которым может стать физическое лицо, достигшее возраста 18-ти лет. Проектом закона предусматривается введение единовременного пособия в случае гибели конфиденциального помощника, а также в случае получения им увечья. Так, в случае гибели, если помощник сотрудничал на платной основе, его семье будет выплачено 10-летнее содержание, если же на безвозмездной основе – 10 годовых сумм минимальных заработных плат. При нарушении здоровья – пятилетнее денежное содержание или пять годовых сумм МЗП.
Сопутствующим законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам контрразведывательной деятельности» вносятся поправки в семь кодексов и 23 закона. В том числе, в законе «Об информатизации» предусматривается распространение возможности интегрироваться без подключения к шлюзу «электронного правительства» на информационные системы госорганов, предназначенные для осуществления контрразведывательной деятельности. В законе «О связи» правительство намерено закрепить обязанность операторов связи обеспечить осуществление такого рода деятельности и выделить дополнительные каналы и прямых линия связи, осуществляющим контрразведывательную деятельность, при осложнении оперативной обстановки в мирное время, проведении особо важных работ и мероприятий. При этом, в кодексе об административных нарушениях, за «невыполнение оператором связи обязанностей по обеспечению органов, осуществляющих контрразведывательную деятельность на сетях связи, организационными и техническими возможностями проведения оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятиях на всех сетях связи, а также принятию мер по недопущению раскрытия форм и методов проведения оперативно-розыскных и контрразведывательных мероприятий, влечет за собой штраф на субъектов малого предпринимательства – 50 МРП, среднего – 100 МРП и крупного – 500 МРП. Такие же штрафы будут применяться к операторам связи, если они не предоставят доступ к служебной информации об абонентах.
В целом, считают в правительстве, нормы законопроектов укрепят национальную безопасность страны в сфере противодействия разведывательно-подрывной деятельности.