Как стать прокурором без связей рассказали в генпрокуратуре

Тамара Вааль, Астана, Vласть

В генеральной прокуратуре завершили первый этап реализации проекта «В прокуратуру – лучшие кадры». И как показала практика, только каждый двадцатый смог сдать все необходимые тексты. Из 1350 человек успешно отбор прошли 64. При этом 93% опрошенной молодежи не верят, что в прокуратуру можно устроиться без связей и звонков, заявил во вторник в ходе коллегии в главном надзорном органе страны генеральный прокурор Жакип Асанов. Поэтому в ближайшее время такая практика будет сломана, пообещал он.

«Этот разговор, который сегодня пройдет, он важен, прежде всего, для всей нашей молодежи. Они должны увидеть и поверить: в прокуратуру можно устроиться без связей. Без звонков. Потому что мы опрос вели, 93% молодежи, к сожалению, говорят: «Чтобы устроиться в прокуратуру, обязательно надо иметь протеже», - сказал Асанов и подчеркнул: «Все зависит от них самих: от образа их жизни, от их социальной активности, стремления к знаниям, от энтузиазма. И президентские «100 шагов» (программа 100 конкретных шагов – V) заставят все госорганы, особенно квазигосударственный сектор открыть двери всем, у кого огонь в глазах, безграничный патриотизм и есть необходимые знания. Вот, что только нужно».

Начальник департамента кадровой работы генеральной прокуратуры Александр Огай рассказал, что недостатки старой системы заключались в том, что не было конкуренции, объявления о вакансиях печатались в газетах, документы принимались только пять рабочих дней, и многие просто не успевали их собрать. Таким образом, работать приходили «свои», кто заранее знал и готовился. Личность кандидата не изучалась, экзамены на знание законов не проводились, да и в целом, не было конкретных критериев отбора для выбора победителей.

«Конкурсные комиссии зачастую работали формально. А что имели в результате? Низкое КПД молодых сотрудников, неравномерность нагрузки, от чего страдало качества надзора и имидж прокуратуры. На службу часто приходили случайные люди», - подчеркнул Огай и признал: «система позволяла использовать принцип телефонного права для трудоустройства к нам».

Теперь же система отбора действует иначе.

«Кандидат не знает, кто его оценивает, а эксперт – чью работу он оценивает. До завершения оценки мы тоже не видим, кто автор зашифрованной работы (…). Специально дали не пять дней, а полтора месяца на сбор и подачу документов», - рассказал о нововведениях начальник департамента.

Как результат, заявки на первый конкурс подали 1350 человек, но, признал Огай, только 378 из них смогли сдать тест на знание законодательства. А успешно пройти все этапы смогли всего 69 человек, или каждый двадцатый. По мнению прокуроров, вся проблема в низком уровне образования. Всего в отборе участвовали выпускники 82 университетов, представители 51 из них – не прошли испытания. Кроме того, ни один отличник не прошел тесты, а было 76 обладателей красных дипломов.

«Эти цифры – серьезный повод задуматься. Чтобы не быть голословным покажу наглядно некоторые работы. На слайде работа выпускника Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета города Семей. Потратив целый час на описание жизненного опыта, он выдал четыре строчки. За следующие 120 минут написал эссе из шести строчек. Это чуть больше, чем сама тема эссе. Мы подсчитали: автор этих строк заплатил за обучение в университете 1 млн 160 тысяч тенге. Еще одна работа: выпускник академии экономики и права имени Жолдасбекова, кандидат потратил ровно три часа, в 140 словах допущено 53 орфографические ошибки», - привел примеры глава департамента.

Еще 62 кандидата написали свои работы хорошо, но не прошли из-за низкой оценки психолога. «Некоторые пытались показать себя лучше, чем есть. Неискренне отвечали на вопросы. Это легко определяется. У них выявилась склонность к наркотикам, алкоголю, игромании, правонарушениям и суициду. Мы не ищем всезнающих ботаников, нам нужны целостные и гармонично развитые личности», - объяснил Огай.

В результате новых подходов, «прокуратура получила новую генерацию сотрудников» - это 64 человека, рассказал он.

«Это грамотная, активная молодежь, на службу они поступили сами, и в условиях жесткой конкуренции. И тем, я считаю, дороже для них, статус прокурора», - уверен Огай.

Кроме того, подчеркнул он, апробированные инструменты показали свою эффективность, и уже активно применяются. Огай добавил, что за короткое время здесь смогли создать «систему объективной оценки отбора, не по знакомству или связям, а только по знаниям и личным качествам. И это работает».

«Звонки с просьбами устроить кого-то практически прекратились. Еще несколько таких конкурсов, и мы окончательно изменим парадигму о том, что в прокуратуру берут по блату», - заявил он.

Что касается планов на будущее, директор департамента предлагает оптимизировать и централизовать этапы отбора. Самые затратные, такие как медкомиссия и спецпроверка, проводить уже в финале, когда останется минимальное количество кандидатов. Кроме того, здесь предлагают централизовать прием, создав в Астане центр по набору сотрудников. Как объяснил Огай, ежегодно в прокуратуру поступает около 300 новобранцев, в среднем, по 15 – на область. При этом, каждый прокурор области делал отбор по-своему. Поэтому, создав единый центр в Астане, по всей стране будут единые стандартные требования к кандидатам, набор будет вестись одновременно во все области, набором займутся специально обученные люди, а прокуроры областей не будут отвлекаться от основной работы.

Фото с официального сайта Генпрокуратуры

Шеф столичного бюро Власти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики