«Детский сад, ползунковая группа!» - Назарбаева оценила объяснения Минобразования о дефиците учебников

Ирина Севостьянова, Астана, Vласть

Проблема дефицита учебников стала темой очередного "правительственного часа" в мажилисе. Депутаты решили подробно разобраться, почему в казахстанских школах по-прежнему не хватает учебников, а родители вынуждены стоять в длинных очередях часами, чтобы приобрести ребенку необходимые книги.

На "правительственный час" мажилисмены пригласили не только министра образования и науки Аслана Саринжипова. Пришли и представители министерства здравоохранения и социального развития, лично министр финансов Бахыт Султанов, представители акиматов и даже типографий, занимающихся печатью школьных учебников. Открывая заседание, вице-спикер мажилиса Дарига Назарбаева констатировала: "Раньше очередь была за спичками, туалетной бумагой, за чем угодно, только не за учебниками. Теперь такие времена наступили".

Глава Минобразования Аслан Саринжипов проблему отрицать не стал, но поспешил заверить - это ненадолго: "Полное обеспечение к 2015 году всех учащихся бесплатными учебниками и учебно-методическими комплексами за счет государственных средств будет реализовываться через поэтапный ежегодный закуп учебной литературой в соответствии с 4-летним циклом переиздания учебников".

Сегодня же, несмотря на гарантированную законом обеспеченность, по данным министерства, стопроцентное обеспечение учебниками есть в Астане и Алматы, Жамбылской, Мангистауской, Атырауской, Западно-Казахстанской и Павлодарской областях. В остальных регионах выявлен недостаток учебников. В целом же, обеспеченность бесплатными учебниками составляет по республике 96,4%.

Решать проблему, тем не менее, надо, и министерство от этого не отказывается. Правда, со своей стороны вряд ли может кардинально изменить ситуацию - поскольку закуп учебников полностью отдан в ведение местных исполнительных органов.

Министерство же намерено "внедрить новый "жесткий регламент" по всем процедурам обеспечения учебниками и учебно-методическими комплексами".

- Предлагается установить следующий цикл, - рассказал Саринжипов. - Комиссия, которая утверждает перечень, должна до конца года утвердить перечень. В этом году комиссия должна начать работу с ноября месяца. До 1 января школы должны представить сведения о потребностях в учебниках на следующий учебный год. При этом на основе формул должны быть учтены демографические районные и городские показатели, планируемое количество вновь зачисленных и количество обучающихся. В это же время школы, управления образования на регулярной основе обеспечивают проведение инвентаризации учебного фонда.

Следует регламентировать процесс сдачи использованных учебников в части сроков, оценки их состояния до и после использования.

В срок до 10 января министерство будет утверждать перечень рекомендуемых учебников и учебно-методических комплексов, и до 1 февраля территориальные управления образования будут заключать договора с издательствами. Конкурсные процедуры по закупу услуг на доставку учебников будут начинаться в марте и завершаться в апреле, в мае должна начинаться сама доставка учебников и к августу учебники должны будут находиться в школах.

"Одновременно будет налажена система контроля на каждом этапе процесса. При вице-министре образования и науки будет создана постоянно действующая комиссия. Территориальная департаменты по контролю МОН РК в июле-августе будут контролировать соблюдение регламента обеспечения учебниками с выездом непосредственно на места в школы", - пообещал министр. Заодно будут ужесточены требования к самим поставщикам.

Что интересно - отвечая на вопросы депутатов, уже министр финансов Бахыт Султанов заметил, что местным исполнительным органам ничего не мешает уже сейчас более требовательно подходить к выбору поставщиков учебников.

"Вопрос - в правильности использования законодательства местными исполнительными органами, поскольку в самом законе (о государственных закупках) все эти возможности предусмотрены".

Одна из ключевых проблем нехватки учебников и по оценке депутатов, и по оценке министерства, заключается в отсутствии прогнозной потребности. Составляя план по закупкам, в регионах не учитываются вопросы миграции, увеличения количества учащихся. Правда, глава МОН заявил: "Такой вопрос есть не во всех областях, это в основном крупные города и области вокруг этих городов, там где есть приток, и очень сложно прогнозировать, сколько действительно придет учеников".

А на вопрос Дариги Назарбаевой о том, есть ли прогнозные данные по увеличению числа учащихся, признался, что таких данных нет.

Обсуждение растянулось на два с половиной часа. Общее резюме подвела вице-спикер палаты Назарбаева:

"Особенность данного этапа децентрализации заключается в том, что сегодня вся полнота власти в управлении отраслью отдана именно министерствам. Сегодня приказ министра приравнен к постановлению правительства. Значит, сегодня министерство не может снимать с себя ответственность за проблемы, которые остаются нерешенными на местах. Министерство обязано управлять этой отраслью через жесткие стандарты, правила, нормативы и законы, - твердо заявила она. - Расчет на что идет? Я думаю, что это и сговор с издательствами, на то, что на рынок они выбросят на розничную торговлю, на базары, людям деваться некуда, народ у нас добрый, пойдут и сами купят. И получается, еще дополнительную маржу они (издатели) получают. И мы же здесь не дети маленькие, и все вот эти объяснения, которые сегодня звучали - они совершенно беспомощны. Просто детский сад, ползунковая группа!".

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Loading...