Vласть запускает спецпроект - ЕНТ с Vластью. Мы приглашаем известных казахстанцев – журналистов, дизайнеров, финансистов, экспертов, блогеров сдать ЕНТ (Единое национальное тестирование) по одному из предметов (чаще всего, но не всегда, наши участники - профессионально разбираются в этой сфере) вместе с человеком, которому действительно предстоит пройти общенациональный экзамен - выпускником.
В минувшую пятницу мы собрали в одной компании Дашу Бублик, главного редактора сайта Comode.kz, поэта Павла Банникова, блогера Динару Исабекову, дизайнера и основателя бренда одежды Aika Alemi Аяжан Жаксыбай, журналиста Майю Акишеву и ученика 11 класса Азата Абдуллаева. Им предстояло сдать тест по русскому языку под строгим наблюдением преподавателя колледжа МАБ.
Что из этого получилось, вы можете посмотреть...
...и почитать:
В реальности на ЕНТ отводится 3,5 часа на 5 предметов - по 42 минуты на предмет. Мы немного ужесточили временные рамки: 30 минут на 25 вопросов.
Время пошло. Первые 5 минут никто не разговаривал, все внимательно изучали вопросы. «Тихо сидим», - прервала молчание Даша Бубик. Ее тут же попросили не отвлекаться. Участники лишь иногда переглядывались и улыбались, как школьники на уроке строгого преподавателя.
Через 12 минут Павел Банников и Азат Абдуллаев сдали свои тесты и удалились, буквально через одну минуту, закончила прохождение теста и улыбчивая Даша. На 14 минуте эксперимента закончила отвечать на вопросы Аяжан. За столом осталась Динара, которая позже призналась, что ее одолели мысли о выпускниках, которые действительно могут находиться под большим давлением. В соседней комнате участники уже вовсю обсуждают вопросы, которые ввели их в ступор.
"Последний раз я подобным занимался в 2003 году, на первом курсе, - рассказывает Банников, - и тогда упор больше делался на стилистику". Через 16 минут и 48 секунд после начала эксперимента из импровизированной аудитории появилась Динара с вопросом: «Что такое неопределенно-личное?» - "Это предложение без субъекта, - отвечает ей Павел, - когда нет субъекта действия, речи" - "А примыкание?" - снова спрашивает Динара. В это время преподаватель русского языка проверяет ответы участников нашего спецпроекта. А мы просим поделиться наших героев впечатлениями.
"Надеюсь, я сдал на "четверку". Некоторые вопросы я не встречал ранее, я пишу пробное тестирование 2 раза в неделю. Думаю, это тесты не этого года. Я готовлюсь поступать в зарубежный вуз. Сдача ЕНТ – это скорее желание моих родителей. Особых сложностей во время теста не испытал. Обычно на пробных набираю больше 100 баллов, по русскому - 24-25. Я уже тысячу раз говорил, что ЕНТ – это бессмысленная трата времени. Слишком много эмоций вызывает у учеников, а для меня это не показатель знаний", - говорит наш единственный выпускник и будущий абитуриент Азат Абдуллаев.
"Это было «стресово», - говорит Даша Бублик, - Наверное, я некоторые правила не знала, а то, что знала, окончательно забыла. Но для себя я сделала вывод. Если ты сдаешь тест осознанно, внимательно читаешь вопросы, не зная точно, можно догадаться логически. Еще и время смартфонов не проходит бесследно. Невозможно сосредоточиться и вдуматься в вопрос, все время хочется мыслями скакнуть в другую сторону. Я жалею наших бедных детей, наверное, они очень умные, а мы очень глупые. Удачи им. Моя позиция такая, если есть вызов, challenge надо делать. А не говорить о том нужно это или не нужно. Оно есть, и мы с этим ничего не можем сделать. Было около 10 вопросов, на которые мне было сложно ответить. Я даже боюсь думать о своих результатах, думаю, они у меня хуже, чем у всех остальных. Был один вопрос со странными вариантами ответов, какой-то из нафталинового учебника русского языка за 7 класс".
Дизайнер Аяжан Жаксыбай открыто улыбается: "Хотелось бы думать, что я сдала на "пятерку". Сложностей не возникло, вообще думаю, это хорошая вещь – ЕНТ. Я училась в Америке и два раза сдавала подобные тесты, там они необходимы при поступлении. Считаю, это определенная система координат, которая приучает человека к дисциплине, помогает систематизировать информацию. Думаю, это полезный навык. Русский язык я частично изучала в Казахстане и частично заграницей".
Динара Исабекова: "Это было странно. Уже на третьем вопросе я почему-то начала думать о школьниках. Наверное, это сложно для них. Я вспоминаю себя, для меня это был не столько стресс, сколько ответственность. Я понимала, если наберу мало баллов, не поступлю на грант. Груз ответственности сильно давит. Очень важно сконцентрироваться, чего я не смогла сделать. В силу, наверное, расслабленности: от этого не зависела моя дальнейшая судьба. И мысли о тех школьниках и их родителях не покидали меня... Учиться нужно всю жизнь, а к этим тестам просто относиться легче".
Когда пришло время объявлять результаты, на эксперимент пришла опоздавшая Майя Акишева, которая позже будет сдавать тест наедине с преподавателем. Преподаватель Куляй Аманжолова объявляет участникам их оценки. Наши герои могут задать вопросы и оспорить свои оценки, этой возможностью решила воспользоваться Аяжан Жаксыбай. Ее интересовало задание, в котором нужно было найти неопределенно-личное односоставное предложение. "Они все не односоставные, - настаивала Аяжан, - только первое, которое я отметила". - "Это назывное предложение", - отвечает преподаватель, - Вот вариант "C": "Снявши голову, по волосам не плачут".
Поэт Банников признался: «У меня проблема с односоставными и двусоставными». - "В двусоставных обязательно присутствует и подлежащее, и сказуемое", - объясняет Куляй Аякбаевна, - "Результаты неплохие, нужно лишь вспомнить правила".
Тем временем Акишева справляется с тестом за 13 минут - быстро,как и обещала: "Я испытала страшный стресс. Представляю, что чувствуют дети, которым приходится укладываться в строгие временные рамки и бояться ошибиться. Когда я училась, не застала ЕНТ, но в университете на нас апробировали систему сдачи тестирования. По моим ощущениям, это было достаточно дефективной мерой. Можно было механически выучить ответы, наугад пальцем в небо попасть, но это не стимулировало к учебе. Позже, когда я начала работать редактором, получать работы от недавних выпускников школ, университетов, я ужаснулась уровню грамотности. Мне кажется, он снижается с каждым годом. Не знаю, вина ли в том ЕНТ или чего-то другого, но факт остается фактом", - говорит Майя.
Куляй Аякбаевна объявляет результаты Майи: 19 из 25. "Ошибки, характерные для всех участников этого проекта". Майя изучает результаты и отмечает: «Вы знаете, что меня смутило, помимо научной лексики, также есть слова с абстрактным значением и слова с переносным смыслом, которые не так характерны для научного стиля речи. Поэтому я отметила публицистику и научный». Преподаватель советует внимательнее читать задание - в нем заложена подсказка. Они долго обсуждают спорный вопрос, как вдруг Куляй Аякбаевна шепотом произносит: «Если честно, здесь правильного ответа нет». Так Майя отвоевала себе еще один балл.
Куляй Аманжолова анализирует результаты: "Участниками были допущены одинаковые ошибки в определении односоставных предложений, тире между подлежащим и сказуемым, в спряжении глаголов и сложносочиненных предложениях. Я думаю, в ЕНТ нужно обратить внимание на психологический настрой детей, чтобы тестирование не вызывало такого ажиотажа и шока. С целенаправленной подготовкой все могут сдать ЕНТ".