Инноваторов будут воспитывать  с детства

Ирина Севостьянова, Астана, Vласть

 Для современных подростков даже спортивная секция ассоциируется с дворцом спорта и недешевой стоимостью. Но вполне возможно, что в ближайшие годы ситуация изменится и знакомые старшему поколению школьные кружки вновь возродятся. О том, как это планируется сделать, Vласти рассказала директор республиканского учебно-методического центра дополнительного образования Раиса Шер.


V.: Раиса Петровна, ваш центр представил концепцию развития научно-технического творчества детей. Каковы ключевые направления этого документа?

Р.Ш.: Нами разработаны концептуальные подходы к развитию научно-технического творчества детей и молодежи. Я напомню, что последние годы практически в каждом послании главы государства речь идет о том, что необходимо индустриально-инновационное развитие экономики страны и что сегодня нужно думать о подготовке будущих специалистов, инженерных кадров, профессиональной подготовленности молодых людей. Наша концепция как раз нацелена на то, чтобы развивать не просто научно-техническое творчество, а дать возможность самоопределения молодого поколения, выбора их будущей профессии.

Наши подходы направлены на то, как помочь детям выбрать будущую профессию, быть полезным стране, через какие формы, методы, механизмы, средства. Поэтому в концепции определены четко задачи, чего мы хотим добиться, мы хотим чтобы услуги для населения были на высоком уровне, а для этого нужны кадры, нужно чтобы были созданы условия. В ней продуманы направления, принципы, механизмы.

Сегодня те станции техников, центры, которые занимаются этим направлением, а их 25 в стране и за 10 лет их число увеличилось лишь на 11, и материальная база требует особого внимания, потому что 50% оборудования устарело и есть даже такие станции, которые находятся сегодня в забвении, в приспособленных помещениях. Но если мы хотим, чтобы системно развивалась эта отрасль, нужно чтобы такие центры и станции стали ресурсными центрами по развитию научно-технического направления. Там должны быть сосредоточены высококвалифицированные кадры, специалисты, которые могли бы работать не только с ребятишками, но и с педагогами, оказывать помощь по развитию научно-технического творчества в селе, в глубинке, чего, к сожалению, не хватает.

У нашего центра есть сайт, он развивается, мы выкладываем на сайте методики, пособия, это как помощник-навигатор, но все, к сожалению, о нем знают.

V.: Давайте начнем с того, что не везде в той же сельской местности есть интернет, чтобы пользоваться вашим сайтом.

Р.Ш.: Да, поэтому и нужны такие ресурсные центры. Чтобы специалисты из этих центров могли выезжать в села, могли подготовить учителей, которые ведут кружковую работу, родителей, которые могли бы оказать какую то помощь.

Такие центры должны быть организованы в райцентрах, в городах. Чтобы и педагоги, и дети могли приехать, получить там помощь, методическую. Это очень важный вопрос.

V.: Для открытия и содержания таких центров нужны деньги.

Р.Ш.: Понимаете, деньги всегда можно найти. Приведу такой пример: сегодня мы проводим курсы повышения квалификации, и стоимость этих курсов 10 тысяч тенге. Поток желающих - педагогов дополнительного образования - не иссякает.

V.: Это прекрасно, что желающих много. Но курсы и открытие и содержание центров - мягко говоря, совсем разные суммы.

Р.Ш.: Конечно, но возможности, тем не менее, есть. Сегодня есть такие центры, их 25 по всей стране. Нам надо их активизировать, быть может, переформатировать. К нашей радости, у нас есть поддержка: тремя министрами - образования и науки, финансов, национальной экономики подписан совместный план по развитию научно-технического творчества детей и молодежи. В этом плане как раз даются поручения местным исполнительным органам разработать собственные региональные планы развития технического творчества детей с учетом местных условий и возможностей. По закону об образовании именно местные исполнительные органы обеспечивают дополнительное образование каждый в своем регионе. Но как они это обеспечивают - мы это прекрасно знаем. Поэтому этот комплекс мер, который сегодня подписан и утвержден, я уверена на 100%, что он сдвинет с мертвой точки отношение к развитию научно-технического творчества. Там речь идет как раз об открытии таких центров, особенно там, где их нет.

Мы очень большие надежды возлагаем на этот план. Акимам дано поручение разработать свои региональные планы до 1 июня этого года.

В плане определены меры стимулирования по развитию технического творчества, выделено более двух миллиардов тенге на эти цели из республиканского и местных бюджетов. И есть добрая воля акимов регионов, которые официально подтвердили, на что они будут выделять средства.

V.: Насколько эти центры будут доступны для граждан? Например, дворец школьников в Астане - прекрасное здание, оборудованное по последнему слову. Но этот дворец один, на левом берегу, и далеко не каждый родитель решится отправить ребенка в какой-то кружок в этот Дворец именно из-за расстояния - ехать через весь город, движение большое, дорога - просто опасно может быть.

Р.Ш.: Согласна. Как раз поэтому такие центры должны стать ресурсными, они должны помочь развиться. Разветвление должно быть - в каждой школе должен быть кружок такого направления. Здесь в Астане есть станция техников, но она на задворках находится. Поэтому именно доступность - в приоритете.

От инфраструктуры зависит многое. И мы, не только педагоги, но и все общество должны думать, как занять детей, чтобы они не пошли в подворотню. Поэтому эти центры должны стать ресурсными для поддержки школ, где будут организованы кружки, для неправительственных организаций. К сожалению, пока не везде это делается, не везде это есть, и не везде это понимают.

V.: Немаловажен и вопрос стоимости этого дополнительного образования. Сам кружок, какие-то дополнительные материалы - расходов много, и не все родители могут себе это позволить.

Р.Ш.: Да, такой вопрос имеет место. Но, наверное, родители должны понимать, что если они хотят развивать своего ребенка - в его развитие нужно вкладывать и возможно, на чем то экономить, чтобы обеспечить доступность. Я сама своим внукам помогаю в этом, мы в семье оплачиваем дополнительные секции для детей.

Хотя в наших школах сегодня на базе образовательных школ пока еще бесплатный доступ. Конечно, по расходным материалам помогают родители. Но в школьных кружках у нас бесплатное образование.

Хочу еще отметить, что в мире тенденция такова, что вопросы дополнительного образования уже передаются в конкурентную среду. Россия сейчас тоже рассматривает такую возможность. Нам, наверное, тоже необходимо этот опыт изучать.

V.: И тогда кружки и секции станут еще дороже.

Р.Ш.: Вовсе нет. Например, у нас есть знаменитая школа Кастеева в Алматы. С ней уже невозможно конкурировать. Несмотря на то, что есть много разных других школ, дети издалека едут именно туда, и платят их родители, потому что дети там получают знания и развиваются.

Как я уже сказала, есть средства - 2 млрд тенге, есть желание акимов регионов развивать дополнительное образование детей. Также предусмотрены дополнительные меры стимулирования в виде грантов именно для этого направления образования.

Я уверена, можно решить и традиционную для таких кружков проблему с расходными материалами. Надо привлекать предприятия, которые находятся в регионах, в рамках меморандумов, чтобы обеспечить расходными материалами станции юных техников, к примеру. Сегодня каждый преподаватель вместе с родителями покупают какие-то бросовые материалы. А ведь можно использовать расходные материалы предприятий, которые не нужны этому предприятию, и оно не знает куда их деть. Для этого нужно провести хороший мониторинг в каждом регионе и заключить меморандумы с предприятиями.

Мы сегодня говорим о дуальной системе в организациях технического и профессионального образования. Но ведь элементы дуальности должны присутствовать и на уроках физики, химии, в кружковой работе. Чтобы дети, которые посещают кружки, могли посещать предприятия своего региона, попробовать своими руками изготовить что-нибудь. Сегодня нужно готовить ремесленников в лучшем смысле этого слова. Есть такой опыт в разных странах, и в Англии, в Китае, России

V.: А из этих юных ремесленников могут вырасти инноваторы, которых в стране активно ищут.

Р.Ш.: Конечно! На самом деле, нужно привлечь внимание всего общества к этим вопросам. Есть родители, которые готовы помогать в этой работе. Вот у нас в Астане есть примеры, когда граждане войдя на наш сайт, созвонились, попросили, чтобы мы помогли им открыть бесплатно кружок авиамоделирования. И таких примеров много!

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики