Без очередей, долгого сбора различных документов и хождения по кабинетам – так планируется выстроить всю систему оказания государственных услуг гражданам страны уже к 2020 году. Если все пойдет по плану, то к этому времени мы будем избавлены от многочасовых стояний в очередях во всевозможных инстанциях, справки будем получать за пять минут, а ответы от госструктур – максимум в течение двух дней.
Айдар Мукушев, специально для Vласти
Без очередей, долгого сбора различных документов и хождения по кабинетам – так планируется выстроить всю систему оказания государственных услуг гражданам страны уже к 2020 году. Если все пойдет по плану, то к этому времени мы будем избавлены от многочасовых стояний в очередях во всевозможных инстанциях, справки будем получать за пять минут, а ответы от госструктур – максимум в течение двух дней.
Такие критерии заложены в программе «Информационный Казахстан-2020», направленной на создание эффективной системы государственного управления и информационных путей для развития общества, а также доступность инфокоммуникационной инфраструктуры.
Разумеется, без сомнений обойтись не удается никому. Ведь за красивыми словами мы привыкли видеть скрытую коррупцию, затягивание внедрений на практике нужных решений, и совершенно неэффективный, а порой и неработающий результат прежних громких обещаний. Но в данном случае залогом успешности и критерием эффективности может служить программа развития «электронного правительства». На протяжении многих лет в этот проект вкладывались весьма существенные суммы бюджетных средств, и очень долго не было видно результата. Но сегодня портал «e.gov» работает в полную силу: казахстанцам выдано более 13 миллионов электронных справок, более 1 млн. 145 тыс. электронно-цифровых подписей. Ежедневно от 25 до 30 тыс. граждан пользуются услугами электронного портала. Сегодня физическим и юридическим лицам предоставляются 219 интерактивных и транзакционных услуг, 100 из которых представляется на портале электронного лицензирования и 119 на портале «электронного правительства». В число услуг портала «электронного правительства» входят 77 государственные услуги, оплата 21 вида государственных сборов, 16 видов государственных пошлин, 4 видов налоговых платежей, а также оплата штрафов за нарушения Правил дорожного движения.
И это – не предел. Со следующего года все социально-значимые государственные услуги будут переведены в электронный формат. Планируют расширить и перечень остальных услуг государства, переведя их в автоматизированный режим. А в будущем предполагается внедрить и «мобильное правительство» с тем, чтобы граждане могли получать государственные услуги не только через портал «e.gov», но и через мобильные телефоны.
Параллельно с развитием автоматизации сферы государственных услуг, не прекращается работа и по модернизации Центров обслуживания населения. Постепенно они начинают функционировать так, как было заявлено при их создании – в режиме «одного окна». И все меньше людей жалуются на некачественную работу ЦОНов.
Напомним, что модернизация началась буквально пару лет назад. В 2011 году модернизированы 28 ЦОНов в областных центрах и крупных городах, в 2012-м планируется завершить модернизацию 221 ЦОНа уже на районном уровне. В пилотном режиме запущены и мобильные ЦОНы для жителей отдаленных населенных пунктов. Основные принципы модернизации – внедрение безбарьерного обслуживания, перестройка внутренних бизнес-процессов и применение новых технологий. Цель всего этого – за короткое время в максимально комфортных условиях оказать гражданину качественные государственные услуги, чтобы он остался доволен и обслуживанием, и результатом.
Можно вспомнить, что еще недавно работа ЦОНов была достаточно долгой. По сути, для граждан изменилось лишь место итоговой сдачи документов. Но до этого все бумаги необходимо было собрать, сдать их в ЦОН, откуда курьер их передавал в госорган. Зачастую доходило до смешного – только по городу, между разными зданиями, курьеры ЦОНов перевозили документы по три дня. Но на этом ожидания не заканчивались: получив документы, госструктуры их обрабатывали, и по такой же цепочке возвращали «итоговый результат» в ЦОН, откуда граждане забирали готовую услугу. Порой доходило до абсурда: к примеру, справку о регистрации прав на недвижимость делали в течение трех дней, но выдавалась она лишь после 18.00. При этом действительна эта справка была лишь один день – день получения.
С развитием «электронного правительства» ситуация кардинально изменилась. Внедрена информационная система «ЦОН», которая позволила автоматизировать процесс оказания услуг, сократив время оказания целого ряда услуг с нескольких дней до нескольких минут.
Модернизации подвергается не только «техническая начинка» ЦОНов. Изменяются и залы для обслуживания клиентов – становятся больше, появляются специальные зоны ожидания и даже детские уголки. Кстати, еще один интересный момент: раньше всем клиентам ЦОНов приходилось стоять возле маленьких окошек, что было не совсем удобно. Но внедренный принцип безбарьерного обслуживания рассматривает сотрудника ЦОНа и клиента как равноправных партнеров - никаких окошек и высоких стоек.
Мобильные ЦОНы сегодня стали спасением для отдаленных населенных пунктов. Судите сами: еще недавно человеку из дальнего аула необходимо было ехать за несколько сотен километров к крупному населенному пункту, там пройти по всем инстанциям, собрать нужные документы и еще через несколько дней получить, к примеру, свидетельство о рождении ребенка. Сегодня все эти проблемы исчезли. Мобильные ЦОНы - это передвижные пункты, которые по определенному графику выезжают в отдаленные аулы и оказывают услуги населению на месте. Сельский аким заранее предупреждает жителей, те собирают необходимые документы и передают работникам ЦОНа, которые привозят их готовыми уже в следующий раз. В ближайшее время этой системой будут охвачены все населенные пункты страны.
Для контроля создан специальный Ситуационный центр Комитета по контролю автоматизации государственных услуг и координации деятельности ЦОНов. К нему подключены 159 ЦОНов, до конца года видеонаблюдение планируется установить во всех Центрах по всей стране. Специалисты «контрольного» центра в режиме реального времени наблюдают за всем происходящим в ЦОНе и, в случае необходимости, могут оперативно связаться с его сотрудниками для обеспечения эффективной работы филиала. Кроме того, возможности Ситуационного центра позволяют проводить прием граждан руководителями центральных государственных органов, видеоконференции и совещания, дистанционное обучение сотрудников. Ну а заодно практически сведены к нулю коррупционные проявления – ведь очень сложно «разводить» и договариваться, когда на тебя смотрит видеокамера.