В случае, если закон о госуслугах будет принят парламентом и вступит в действие, в стране (по крайней мере, на это рассчитывают в правительстве) начнется, по сути, новая эра для чиновников, поскольку им придется едва ли не полностью переосмыслить само понимание государственной службы.
Айдар Мукушев, специально для Vласти
Честное служение обществу, без коррупции и лишней бюрократии – такую систему в сфере государственных услуг намеревается выстроить правительство, готовя совершенно новый для казахстанской правовой базы закон «О государственных услугах». В случае, если этот закон будет принят парламентом и вступит в действие, в стране (по крайней мере, на это рассчитывают в правительстве) начнется, по сути, новая эра для чиновников, поскольку им придется едва ли не полностью переосмыслить само понимание государственной службы.
Впрочем, стоит заметить, что для казахстанской правовой базы само понятие «государственная услуга» - достаточно новое. Впервые этот термин появился в законодательстве в 2007 году, и под ним подразумевается деятельность госорганов, «направленная на удовлетворение потребностей физических и юридических лиц (за исключением государственных органов), носящая индивидуальный характер и осуществляемая по обращению физических и (или) юридических лиц (за исключением государственных органов». При такой формулировке очень сложно говорить о каком-либо качестве или каких-то критериях. И уж тем более о том, что госуслуга, по сути, является мерилом для работы всего государственного аппарата в целом, и именно по тому, как оказываются госуслуги, граждане страны составляют свое мнение о работе правительства, да и вообще – эффективности власти.
Именно поэтому в последние несколько лет в стране ведется последовательная работа, направленная на совершенствование сферы государственных услуг. Помимо введения понятий в законодательство, появились и стандарты оказания государственных услуг, и их реестр. Ведется оказание госуслуг через Центры обслуживания населения и портал «электронное правительство». К примеру, за 2011 год через ЦОН предоставлено порядка 11,5 миллиона государственных услуг, через портал «электронное правительство» - 8,3 миллиона. Это позволило значительно упростить процедуры, оптимизировать бизнес-процессы оказания государственных услуг населению.
Однако недостатков в сфере госуслуг еще немало, в том числе – и в правовом поле. Даже само определение понятия «государственная услуга» все еще остается обобщенным и расплывчатым, что позволяет по-разному понимать вообще саму суть госуслуги. Прямым следствием этого является то, что до сих пор, несмотря на самое пристальное внимание руководства страны к этой проблеме, оказание госуслуг по-прежнему сопряжено с целым рядом сложностей. В министерстве экономического развития и торговли убеждены, что причина недовольства граждан работой госорганов заключается именно в этом. Поэтому в МЭРТ решили начать изменения «с головы» - уточнив само определение, что такое государственная услуга.
Поэтому в новом законопроекте предлагается определить, что госуслуга осуществляется не только по обращению граждан (физических и юридических лиц), но и без него, и направлена на удовлетворение законных прав и интересов граждан страны. Причем в понятие законных прав и интересов включаются и те услуги, о которых мы пока еще не особо задумываемся: освещение улиц, уборка мусора, содержание автомобильных дорог и т.д. Ведь это все – также каждодневная работа государственных структур, оплачиваемая республиканским бюджетом, и направленная на одну, главную цель – сделать жизнь граждан более комфортной.
Надо сказать, что такое понимание сегодня зачастую отсутствует не только у тех граждан, кто находится «по обратную сторону» госслужбы, но и у самих чиновников. Слова о служении обществу для некоторых госслужащих остаются лишь словами, и работу они выстраивают в совершенно противоположном направлении – общество на службе государства. Соответственно, и работа с людьми ведется по такому же принципу. В МЭРТ решили изменить и эту ситуацию. Предложено ввести классификацию государственных услуг, с разделением их на административные, социальные и общественные государственные услуги.
К административным отнесены госуслуги, оказываемые по обращению получателя государственной услуги вне зависимости от сферы общественных отношений, по обеспечению деятельности субъектов оказания государственных услуг по выдаче разрешительных документов (включая лицензирование, регистрацию, сертификацию), документированию физических и юридических лиц, экспертных и научных заключений, справок и иных информационных документов.
Социальные - это госуслуги, оказываемые по обращению получателя государственной услуги (за исключением государственных услуг, относящихся к административным государственным услугам) в таких сферах, как образование, здравоохранение, социальная помощь и социальное обеспечение, культура и информация, физическая культура и спорт.
В третью группу – общественных услуг включены госуслуги, оказываемые без обращения получателя государственной услуги, по обеспечению общественных условий жизни населения в сферах общественного порядка и безопасности, благоустройства населенных пунктов, градостроительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте и коммуникаций и других. По словам ответственного секретаря МЭРТ Дины Шаженовой, именно эта группа является принципиально новой для казахстанского законодательства (да и для чиновников), поскольку в ней подразумеваются госуслуги, оказываемые государством на постоянной основе и не требуют специального запроса от получателя.
«Это услуги, подразумевающие получение так называемого «общественного блага», то есть человек получает их независимо от его желания или заявления; потребление этих госуслуг не ограничивается в зависимости от числа потребителей; это госуслуги, которые обеспечивают нормальные общественные условия жизни каждому гражданину, - уточняет ответственный секретарь МЭРТ Дина Шаженова. - К таким госуслугам следует относить, к примеру, обеспечение санитарии населенных пунктов; освещение улиц в населенных пунктах; благоустройство и озеленение населенных пунктов; обеспечение безопасности дорожного движения; обеспечение деятельности дорожной полиции и другие».
В чем тут заключается новшество, кроме того, что обязанности государства лишний раз прописываются в законодательстве? В первую очередь, законодательно закрепляется не только обязанности, но и ответственность за их исполнение. Предлагается предусмотреть нормы по введению ответственности за действия и бездействие лиц, непосредственно участвующих в процессе оказания госуслуги, за нарушение законодательно предусмотренного порядка предоставления государственных услуг. Чиновники будут привлекаться к ответственности не только за нарушение сроков и порядка оказания госуслуг, но и за некачественно оказанные услуги. Контролировать же качество будет все общество – законопроектом предлагается ввести несколько уровней контроля: внутренний, внешний и общественный. То есть, правильность работы по оказанию госуслуг будет контролировать сам госорган, уполномоченный орган в этой сфере (Агентство по делам госслужбы), и общественность – через проведение так называемого общественного мониторинга. К этой работе будут привлекаться как неправительственные организации, которые будут проводить исследования, соцопросы и, суммируя полученные данные, готовить свои оценки, так и рядовые граждане, для которых будут созданы специальные телефоны, куда можно будет обратиться и пожаловаться на конкретного чиновника с конкретной проблемой.
Все эти новшества – не казахстанское ноу-хау, во многом за основу взят международный опыт стран с развитой сферой госуслуг. Но для нашей страны принятие такого закона станет революционным, поскольку новые требования заставят многих чиновников волей-неволей пересмотреть свои приоритеты и по-новому взглянуть на обязанности государственного служащего.