• 9444
Ответственность и добрая воля бизнеса

Ирина Медникова, специально для Vласти

Не секрет, что бизнес Казахстана склонен понимать корпоративную социальную ответственность в основном как благотворительность – более половины проектов ведутся компаниями именно в этой области. Но кроме нее существует и другие аспекты КСО, такие как права человека, окружающая среда, развитие сообщества, права потребителя, честная конкуренция и так далее. Как повлияет принятие закона о благотворительности на развитие культуры и практики КСО? И как разграничить эти два понятия для бизнеса, - об этом Vласть беседует с депутатом мажилиса парламента Айгуль Соловьевой.

- Айгуль Сагадибековна, как Вы считаете, каким образом принятие закона о благотворительности в этом контексте повлияет на развитие культуры Корпоративной социальной ответственности? Не переключатся ли компании полностью на благотворительность?

- Для того, чтобы разграничить корпоративную социальную ответственность и благотворительность, нужно исходить из 10 принципов Глобального договора ООН. КСО проистекает именно из этих обязательств, которые взяты Казахстаном в рамках этого договора, где отражены и соблюдение прав человека, и трудовые практики, включая достойную заработную плату, и охрана окружающей среды, и недискриминация. В том числе сюда входит и КСО, когда бизнес несет ответственность перед потребителями и местным сообществом в том регионе и на той территории, где он ведет бизнес. Это обязательства бизнеса.

А благотворительность – это жест доброй воли, которую бизнесмен выражает, чтобы обозначить себя по общественно-важным программам, добровольно демонстрирует перед сообществом свою поддержку в той или иной отрасли, не затрагивающей напрямую его бизнес.

В законе о благотворительности мы четко определили, кто является благодателем, кто называется спонсором, а кто меценатом. Спонсор – проявление доброй воли с ожиданием каких-то выгод. Меценат – это тот субъект, который оказывает системное содействие сообществу в определенный сфере: например, в культуре. Филантроп – это тот, который отдает деньги и ему не нужно иметь льготы. И то же самое с корпоративной социальной ответственностью: предприниматель применяет ее, работает, он обязан соблюдать эти принципы и взамен никакие льготы не получает. КСО – это ответственность и обязанность, а благотворительность – жест доброй воли.

- Какие льготы готовит компаниям законопроект о благотворительности?

- Те компании, которые практикуют благотворительность, будут получать налоговые льготы. Они прописаны в рамках налогового кодекса, где им дается 10% скидка от налога на прибыль, если они проводят благотворительные программы.

Можно было и не называть закон таким высоким названием – «О благотворительности», можно было просто предусмотреть в налоговом кодексе льготы для тех, кто жертвует какие-то деньги. Но все-таки все понятия прописали в одном законе, чтобы потом понимать, в каких случаях принимать к финансовому отчету сведения о благотворительности и дать льготу, а в каких случаях нет.

Кроме самих льгот предприниматель может претендовать на бесплатную рекламу, на положительное позиционирование в СМИ – но это обговаривается уже с тем благополучателем, кому он оказывает благотворительную услугу.

- Почему, на ваш взгляд, корпоративная социальная ответственность не проявляется в достаточной мере в компаниях малого и среднего бизнеса, с чем это связано?

- Проблема в том, что у нас наблюдается различное толкование КСО в бизнес-среде и разное отношение к ней крупного, среднего и малого бизнеса

Приведу пример опроса предпринимателей о том, как они понимают корпоративную социальную ответственность. Малый бизнес говорит: я плачу людям заработную плату, выпускаю здоровую продукцию, и это уже моя ответственность. Средний говорит: я выпускаю качественную продукцию, и этого достаточно чтобы быть ответственным. Крупный же бизнес исходит из корпоративной ответственности: здесь в самом понятии заложено, что это корпорации. Для них работают уже другие правила: они регулируются по выбросам в окружающую среду, при приеме на работе регламентируют и гендерный компонент, и уровень, и равенство заработных плат.

Может быть малый и средний бизнес меньше занимается вкладом в развитие сообщества и благотворительностью, потому что имеют меньше бюджет, они выживают.

Например, недавно, в законе «О кардинальных мерах» мы освободили малый и средний бизнес от эмиссий, которые они платили наравне с крупным бизнесом. Например, фермер содержит корову, и если раньше он платил за эмиссию в окружающую среду, то сейчас мы многие эти барьеры сняли.

Средний бизнес тоже на пути становления – ведет реконструкцию предприятий, запускает новые технологические линии.

Это зависит еще и от того, кто сколько заработал. Раз мы говорим корпоративная социальная ответственность – это заведомо о крупном бизнесе, а малый бизнес руководствуется просто законами.

Тем не менее выполнять принципы КСО, даже исходя из конституции и законодательства, обязан каждый, ведь там прописаны многие аспекты ответственности: недискриминация, окружающая среда, трудовые права.

- Как вы считаете, какие еще условия может создать государство для развития культуры и практик КСО в нашей стране?

- На мой взгляд, государство, кроме организации таких премий, как «Алтын Сапа» (премия президента Республики Казахстан, национальная награда за достижения в области качества – V), нужно проводить рейтинги и имиджевые мероприятия, которые бы показывали всей стране те предприятия, которые ответственно ведут бизнес. Должно быть больше общественного резонанса.

И государство не столько через налоги должно это поощрять, сколько через предоставление площадок в СМИ, через продвижение перед потребителем: рассказывая, какая это профессиональная, ответственная и прозрачная компания.

Государство также должно проводить опросы потребителей, составлять рейтинги, помогать делать независимые исследования в этой области снова с той же целью: показывать лучшие компании, которым можно доверять. Проводить ярмарки и выставки таких компаний. Это должны быть нефинансовые меры, которые помогут компаниями продвигаться среди покупателей.

Например, сейчас некоторые супермаркеты уступают большие полки отечественным производителям: нужно продвигать такие супермаркеты.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики