Министерство здравоохранения и социального развития презентовало депутатам парламента пакет поправок в законодательство по вопросам пенсионного обеспечения. Фактически, предложенными изменениями законодательно закрепляется модернизация пенсионной системы, проводимая в стране.
В частности, как пояснила, презентуя законопроект депутатам, вице-министр здравоохранения и социального развития Светлана Жакупова, главным концептуальным изменением является «дополнение действующей накопительной системы новой условно-накопительной компонентой, формируемой за счет взносов работодателей в размере 5% от фонда оплаты труда, и изменение порядка назначения базовой пенсии в зависимости от стажа участия в пенсионной системе».
В целом после проведения модернизации пенсионные выплаты граждан будут состоять из трех компонентов. Первый - это базовая пенсия, выплачиваемая за счет средств республиканского бюджета. При этом с 1 июля 2017 года базовая пенсия будет назначаться в зависимости от стажа участия в системе, только при достижении гражданами общеустановленного пенсионного возраста. Так, размер базовой пенсии при стаже участия 10 и менее лет, а также его отсутствии, будет составлять 50% прожиточного минимума, с увеличением ее размера за каждый полный год на 2% , а при стаже участия 35 лет – величине прожиточного минимума. Второй компонент - это пенсионные накопления граждан в ЕНПФ, отчисляемые ежемесячно уже сегодня. И ключевое новшество - третий компонент - с 1 января 2018 года будет введена условно-накопительная пенсия, формируемая за счет взносов работодателей.
"Взносы работодателя в размере 5% от фонда оплаты труда будут зачисляться на условный пенсионный счет работника в Едином накопительном пенсионном фонде. При выходе работника на пенсию размер условно-накопительной части его пенсии будет определяться путем деления условных накоплений на среднюю ожидаемую продолжительность жизни. Данная часть пенсии выплачивается пожизненно, и не наследуется", - объяснила Жакупова.
Именно это новшество особенно и заинтересовало депутатов. «Это дополнительная нагрузка будет на работодателя в размере пяти процентов? Не считаете ли вы, что будет скрытие, работодатели наверняка не будут оформлять (работников), чтобы скрыть?» - задалась вопросом депутат Меруерт Казбекова.
«Эти взносы будут идти как дополнительная нагрузка, - уточнила вице-министр. - На всех работодателей. Ваши опасения в части того, не станет ли это уходом в теневую экономику... Ну, боясь этого, мы не будем строить нормальное цивилизованное общество. Мы должны воспитывать культуру буквально в каждом из нас, гражданах, которые должны требовать от работодателя отношения, нормализации трудовых отношений и перечисления пенсионных взносов».
Мажилисмен Мухтар Тиникеев обозначил странности уже единого пенсионного фонда. «Мы собрали все пенсионные активы в единый фонд. Почему в минусе оказывается? Вот многим из нас пришло уведомления и там в минусе по 90-70 тысяч тенге», - возмутился он.
В ответ заместитель председателя Национального банка Дина Галиева объяснила, что «списанными» оказались «всего лишь 2% от всех сумм накопления». «Списали после объединения всех пенсионных фондов в ЕНПФ. Поэтому, если у кого- то 10 тысяч, у кого-то и 70 тысяч, это зависит от суммы накоплений. А в целом от пенсионных активов 2% мы списали. В общем по Казахстану (при переводе средств - V) 4,5 триллиона тенге всех накоплений, 90 млрд. мы списали - это всего лишь 2% от всех сумм накоплений. Но начиная с момента объединения пенсионных накоплений, с 26 марта 2014 года, с тех пор как Национальный банк управляет активами, он уже заработал где-то 8,5 % доходности», - успокоила она.
«Куда делись эти деньги? У каждого банка были свои страховые компании, вот эти деньги, они просто использовали в этих страховых делах. Выплачивали кредиты, брали с этих денег шапки, и сейчас мы говорим - не знаем. Сажайте этих банкиров тогда», - не выдержал Тиникеев.
Разбирательство, впрочем, пока результатов не дало, но депутаты обещали настоять на своем и выяснить, куда все-таки исчезли пенсионные деньги казахстанцев.