Одним из ключевых пунктов политической карьеры Мурата Абенова стала должность вице-министра образования и науки, обязанности которого он прилежно выполнял на протяжении года. Сейчас политик не так часто мелькает в коридорах дома министерств, зато регулярно появляется в эфире телеканала «24 KZ».
С недавних пор бывший вице-министр ведет телепрограмму под незамысловатым названием «Разговор с Муратом Абеновым». Нужно отдать ему должное, ведет он ее на двух языках - то есть с некоторыми спикерами беседует на русском языке, с другими - на казахском. Хронометраж программы - ровно десять минут. Разговор происходит в самых простых декорациях - так, чтобы зрителя уж наверняка ничто не отвлекало от телеинтервью.
В минувший понедельник Абенов беседовал с президентом Интернет-ассоциации Казахстана Шавкатом Сабировым. Разговор со своим гостем он начал с одной из самых острых тем, регулярно поднимаемых в сети - с необходимости регулирования интернет-пространства. «Я думаю, вполне правильно создавать нормы, которые должны регулировать эту сферу», - заявил Абенов. Логичным было бы предположить, что в следующий момент он поинтересуется мнением своего собеседника по этому поводу, однако на деле прозвучал несколько другой вопрос: «Какие проблемы у нас сегодня есть в казахстанском сегменте интернета, которые необходимо регулировать?». Каково же было разочарование Абенова, когда Сабиров ответил, что таких «слабых моментов» практически нет.
Примечательной была и беседа с руководителем добровольного общества «Милосердие» Аружан Саин. Всякий раз Абенов, после того или иного заданного вопроса, демонстрировал искреннее удивление. Бывший высокопоставленный чиновник, как оказалось, и не подозревал, например, что на содержание одного ребенка в детском доме государство в месяц тратит 150 тысяч тенге. Спустя некоторое время, когда Абенов в уме посчитал общую сумму расходов на одного ребенка в год, он поспешил поделиться своими расчетами, и в эфире прозвучала сумма в 1,8 млн. тенге.
Разговор с депутатом мажилиса Турсунбеком Омурзаковым у Абенова вышел вполне конструктивным. На протяжении всего интервью мажилисмен будто пытался доказать сомневающемуся ведущему, что кооперация в сельском хозяйстве станет для Казахстана панацеей от множества проблем. По ходу разговора иногда даже создавалось впечатление, что Абенов настроен довольно скептически, однако к концу программы это мимолетное ощущение совершенно улетучилось. Завершением программы внезапно стало не прощание с гостем, а небольшой монолог ведущего, в котором он так прямо и сказал, что кооперация является «одной из наиболее подходящих для Казахстана» форм хозяйствования. Именно она, по его словам, «позволяет объединять ресурсы для решения возникающих проблем».
Беседу с известным экономистом Олжасом Худайбергеновым политик начал с довольно популярного мнения о том, что «сегодня каждый второй у нас гражданин стал финансовым аналитиком». Спустя несколько секунд Абенов на собственном примере доказал правильность этого высказывания, принявшись рассуждать о том, что серьезных причин для негативных прогнозов в отношении стабильности курса тенге на самом деле нет. «При этом в стране нет для этого каких-либо объективных факторов сегодня - и по инфляции, и по платежному балансу, и по нашим валютным резервам. То есть из множества факторов сегодня ничего это не подтверждает», - вещал ведущий. Худайбергенову же на протяжении всей программы удавалось легко обходиться без подобных безапелляционных заявлений.
В интервью с Адильбеком Кушеровым, управляющим директором-членом правления недвижимости «Самрук-Казына», Мурат Абенов побил, пожалуй, все рекорды по частоте задавания вопросов. Ведущий начал сразу с трех вопросов и далее не сбавлял темп. Всего за десять минут (причем первые три из них были посвящены представлению гостя и небольшому сюжету на тему программы) Абенов успел задать своему собеседнику порядка 20 вопросов. То есть ведущий прерывал Кушерова, как минимум, два раза в минуту, чтобы задать ему очередной уточняющий вопрос. Чем объясняется такой повышенный интерес Абенова к государственной программе «Доступное жилье», большой вопрос. К слову, передача началась с того, что «значительная часть семей в Казахстане распадается из-за отсутствия собственного жилья».
По словам самого Абенова, предложения вести собственную телевизионную программу поступали к нему на протяжении последних 3-4 лет. «Вот, наконец, решился. Да и предложение было такое, от которого трудно отказаться», - описывает он на странице в Facebook свои эмоции по поводу дебюта проекта. Далее политик поясняет, от чего именно ему было трудно отказаться - от «возможности свободного выбора интересных тем и гостей программы, а так же различных вариантов формата передачи». Абенов решительно заявил тогда, что темы программы будут увязываться с самыми обсуждаемыми темами социальных сетей «без ухода в крайности и популизма».
Справедливости ради нужно отметить, что для популизма - даже при большом желании - у Абенова бы просто не хватило времени. Между тем, просмотр ряда программ все же выявил некоторые удивительные способности политика, которым мог бы позавидовать любой журналист. Не каждый из работников пера и микрофона, например, отважится 20 раз за десять минут перебить своего высокопоставленного собеседника. В этом смысле, статус Абенова, безусловно, играет ему на руку.
Однако стоит констатировать и другое: тот же статус подчас мешает ему оставаться беспристрастным и объективным интервьюером. Собственное мнение бывшего вице-министра так и рвется наружу, как только речь заходит о самых животрепещущих темах. За исключением, разве что, вопросов, которые еще в недавнем будущем представляли собой область его непосредственных компетенций.