Журналистские расследования продолжают оставаться редким, а поэтому и очень востребованным жанром на казахстанском телевидении. На минувшей неделе корреспонденты, например, "разоблачили" национальную компанию «КазМунайГаз», отечественных врачей и столичных сводниц.
Для начала нужно отметить, что только три казахстанских телеканала решились определить жанр одной из своих программ как «журналистские расследования». Остальные каналы по-прежнему предпочитают демонстрировать своим зрителям, максимум, «специальные репортажи». Если обратиться к теории, то журналистское расследование представляет собой планомерное и долговременное исследование какого-либо предмета, основной целью которого является некое разоблачение. Vласть выяснила, кого или что разоблачили корреспонденты отечественных каналов на минувшей неделе.
Столь благородную миссию смело возложили на себя журналисты национального телеканала «Хабар». Команда «Бюро расследований» в прошлый вторник представила аудитории 22-минутный выпуск под многообещающим названием «Бензиновый передел». Стоит ли говорить, что большую часть программы приятный закадровый голос вещал о том, что всем казахстанцам, регулярно заправляющимся на заправках страны и хоть изредка интересующихся новостями, давно известно. Время от времени в словах корреспондента проскальзывала явная ирония, подкрепленная соответствующими лексическими оборотами, однако ничего по-настоящему обескураживающего за этими с любовью найденными риторическими приемами не стояло.
В лучших традициях государственных масс-медиа роль разоблачителя была торжественно возложена на «экспертов», вернее, на одного из них – Сергея Смирнова. Он, пожалуй, стал единственным человеком в программе, чьи слова в настоящих условиях могут претендовать хоть на какую-то эксклюзивность и сенсационность. В первом сихроне Смирнов разоблачил создателей отечественной системы налогообложения, которые умудрились сделать так, чтобы казахстанским нефтедобытчикам было выгоднее вывозить сырье за рубеж нежели поставлять на немногочисленные НПЗ республики (оказалось, речь шла о необходимости оплачивать НДС по внутренним ценам).
Во втором своем выступлении эксперт разоблачил ни много ни мало саму национальную компанию «КазМунайГаз», представители которой озвучили журналистам примерный объем собственных убытков в результате транспортировки ГСМ из России. Здесь Смирнов обратил внимание на то, что в соседней стране значительную часть высоких цен на бензин составляют акцизы. «Но они начисляются не на оптовые цены топлива, а на розницу. И когда происходит закуп оптовых объемов на российских заводах, то акциз в этих ценах не участвует – там цены гораздо ниже», - заметил он.
Наконец, жертвой экспертного мнения стало и казахстанское правительство, которое, как известно, не так давно разработало собственный механизм корректировки внутренней цены на бензин. «Падение цен на нефть и обесценивание рубля неизбежно прекратится и начнется обратный рост. Что тогда наши власти будут делать с механизмом корректировки, который они сейчас предлагают? Он работать не будет», - делает нехарактерный для госканала вывод спикер. Неудивительно, что вскоре после озвученного программа благополучно подошла к концу.
Последний выпуск программы журналистских расследований на телеканале «Астана» «Репортер представляет» был посвящен не менее животрепещущей теме – «самым спорным нововведениям административного кодекса», вступившим в силу с января 2015 года. Несмотря на то, что подавляющая часть выпуска напоминала памятку для граждан по законодательным новеллам, кое-кого корреспондентам канала все же удалось разоблачить. «Жертвами» журналистов стали столичные таксисты и сутенеры. Два нехитрых эксперимента убедительно продемонстрировали, что для этих категорий граждан соблюдение вступивших в силу законодательных поправок не является главным жизненным приоритетом.
Низкая степень законопослушности таксистов была выявлена после того, как автор программы Адлет Кусаинов, взяв с собой маленького ребенка (до 12 лет), вышел на дорогу с намерением поймать такси. Не стоит и говорить, что откликнувшиеся на просьбу водители отнюдь не были счастливыми обладателями детских кресел или других специальных удерживающих устройств. Тем не менее, ни один из них не отказался рискнуть и взять пассажира с ребенком. По словам журналиста, единственной причиной отказать в услуге стала «мизерная цена за проезд», которую он предлагал.
Не меньшее пренебрежение по отношению к казахстанскому законодательству проявили и столичные сводницы, которых, по словам корреспондента, «с утра до вечера» можно обнаружить на пятачке в районе вокзала. Сутенеров совершенно не пугает новая норма административного кодекса, согласно которой за организацию и содержание притонов им грозит до пяти лет заключения. Несмотря на это, они с присущим, вероятно, только им чувством юмора рассказали журналисту «Астаны», каковы расценки на услуги жриц любви.
Наконец, КТК предлагает своим телезрителям совсем не банальную разновидность журналистских расследований – корреспонденты канала как заправские врачи разбирают сложные медицинские случаи в программе «Диагноз». Пожалуй, в случае с этой программой использовать термин «журналистское расследование» является наиболее оправданным. Медицинское расследование направлено, в первую очередь, на обнаружение негативных ситуаций в отечественной сфере здравоохранения.
На минувшей неделе корреспонденты КТК изучали случай 29-летней Гульзады Максутовой, всю жизнь страдающей от невероятной хрупкости костей правой ноги. На протяжении последних семи лет от казахстанских, российских и иностранных врачей девушка слышала лишь одно – ампутация ноги неизбежна. Оказалось же, что хирурги южнокорейской клиники в Пусане посчитали иначе и попробовали спасти ногу Гульзады, сделав ей 18-ю по счету операцию на конечность. Операция, к слову, стала возможна благодаря тому, что семья больной выиграла грант на лечение и реабилитацию от министерства здравоохранения Южной Кореи.
В передаче журналисты КТК не только уличили казахстанских медиков в некотором бессилии, но и, сами того не желая, развенчали миф о всесилии телевидения. Многие казахстанские телеканалы в 2014 году, когда Гульзада все еще остро нуждалась в средствах на операцию в Южной Корее, показали сюжет о неизлечимо больной девушке. В ответ раздалось лишь несколько звонков – люди на другом конце провода предлагали героине собственных лекарей и знахарей.
В данном случае остается надеяться лишь на то, что жанр журналистских расследований на телевидении с точки зрения нравственного воспитания аудитории возымеет чуть больший эффект, чем традиционные новостные сообщения.