Телеобзор: Шабаш свободы слова в эфире

Маргарита Бочарова, Vласть

Конец прошедшей недели стал трагическим для всего мирового журналистского сообщества. Казахстанские телеканалы по-своему рассказали о современной трагедии свободы слова, не забыв упомянуть столкновение цивилизаций и напомнить об общественных приличиях и ответственности государства.

На минувшей неделе все казахстанские телеканалы благополучно вернулись к своему штатному режиму работы, который, естественно, к концу недели потребовал подведения ее итогов. Все каналы принялись совестливо изучать новые правила дорожного движения, предполагать, кому нужна была «смерть» Серика Ахметова и, конечно, не обошли стороной тревожную мировую ситуацию. Последняя, в свою очередь, заставила телевизионщиков вдоволь порассуждать о так называемых границах свободы слова.

Авторы сюжета о парижском теракте в программе «Астаны» «20:30. Избранное за неделю» предпочли свою точку зрения выразить словами политолога Досыма Сатпаева. Спикер в эфире телеканала подчеркнул, что если для западного мира «высмеивать, критиковать что-то» можно, то в мусульманском мире есть вещи «абсолютно неприкасаемые». Теракт, по мнению Сатпаева, является не чем иным, как «отголоском» столкновения двух цивилизаций.

Он также не забыл отметить, что европейская свобода слова частью мусульман воспринимается как «вседозволенность и нарушение их прав». «Как найти точки соприкосновения, никто не знает», - заключил политолог, прогнозируя дальнейшее углубление этого цивилизационного противостояния. А «журнал предупреждали уже давно», как бы невзначай заметил Сатпаев напоследок.

На КТК в воскресенье корреспонденты пытались ответить на вопрос, «не перешагнули ли журналисты (сатирического еженедельника Charlie Hebdo - V) грань между свободной прессой и оскорблением». За ответом они обратились далеко не к политологу – одним из спикеров в сюжете стал Руслан Камбаров, наиб-имам мечети «Хазрет Султан». Он ожидаемо назвал «по-настоящему бесчеловечным» действия журналистов, которые «прикрываясь свободой слова, издеваются над историческими религиозными деятелями».

Мнение имама не сильно разошлось с позицией столичного обозревателя КТК Ярослава Красиенко, который в сюжете назвал творения французских карикатуристов «неоднозначными» и нисколько не усомнился в том, что «в журнале часто переступали все грани приличия». В доказательство зрителям был продемонстрирован целый ряд карикатур с изображениями, специально размытыми ввиду их крайней неприличности. «Все это свободно печаталось и называлось остросоциальной сатирой», - не без иронии вещал закадровый голос.

Однако корреспонденты КТК в лучших традициях независимой журналистики нашли в чем упрекнуть и либеральную Францию, так яро отстаивающую право на свободу слова в последние дни. Красиенко припомнил журналу случай, когда карикатурист был уволен из редакции, будучи обвиненным в антисемитизме. Поводом для столь серьезного обвинения послужила опубликованная на страницах издания карикатура на сына тогдашнего президента страны Николя Саркози. «Широкая общественность протестовать не стала», - многозначительно заметил корреспондент.

К французскому правительству были обращены и претензии ведущей итоговой программы на «Седьмом канале» Майи Бекбаевой. Она первым делом заявила, что журнал Charlie Hebdo – «издание желтое, строящее свой успех на череде непрекращающихся провокаций». Следующие ее слова особо мнительными зрителями и вовсе могли быть восприняты, как оправдание действий террористов: Бекбаева отметила, что в случае с сатирическим журналом «действия террористов были вполне ожидаемыми, и ничего нового они не совершили».

Сняв таким образом часть вины с террористов, ведущая перешла к своему главному тезису: «государство, допустившее свободное производство подобного творчества, должно взять на себя полную ответственность за трагедию».

«Нельзя защищать права и достоинство одних, попирая права и достоинство других», - решительно произнесла она, заметив, что во Франции проживает порядка 5 млн. мусульман.

К слову, за комментариями журналисты телеканала обратились к политологу, директору Казахстанского института стратегических исследований Ерлану Карину, который озвучил куда более взвешенную позицию относительно причин случившегося. Он подчеркнул, что, как правило, поиск идеологических мотивов при анализе деятельности террористов не является конструктивным. По его мнению, «большой ошибкой» является тот факт, что деятельность экстремистов в данном случае связывается с конкретными публикациями издания.

С политологом вряд ли согласились бы корреспонденты Первого канала «Евразия», назвавшие сюжет о парижском теракте «Они рисовали убийство». Ведущий итоговой программы канала Александр Трухачев в воскресенье усомнился в наличии у редактора сатирического еженедельника банальной логики. Демонстрацией этого стал синхрон главного редактора, где он заявляет, что имеет право высмеивать пророка Мухаммеда наравне с тем же Карлом Марксом, поскольку во Франции любая религия воспринимается как идеология. Трухачев в ответ язвительно заметил, что по заветам Маркса не живут 1,5 млрд жителей планеты.

Он констатировал, что «свобода слова в Европе вошла в конфликт с рядом других свобод – например, свободой совести и вероисповедания». Канал вопреки многим мировым СМИ, разместившим у себя оригиналы карикатур издания, намеренно не стал показывать своим зрителям «оскорбительные для всех мусульман» шаржи. Корреспонденты «Евразии» предпочли не участвовать в «этом европейском шабаше свободы слова», подчеркнул Трухачев, заменив лица на карикатурах лицами журналистов канала.

Однако, несмотря на столь консервативную позицию отечественных телеканалов, нужно отдать им должное – все они без исключения решительно осудили террористическую атаку на французское издание и заявили, что никакие карикатуры не могут послужить оправданием для столь жестокой расправы над журналистами.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики