• 5801
Тест-драйв для ЛОВ
Стивен Хоукинг, Джозеф Пулитцер, Людвиг ван Бетховен, Мигель Сервантес, Луи Брайль, Сара Бернар, Франклин Рузвельт, Стиви Уандер, Хелен Келлер, Рэй Чарлз… Всех этих выдающихся людей объединяет тот факт, что они были людьми с ограниченными возможностями. Кто-то с рождения, кто-то нет. Как известно, никто не застрахован от таких поворотов судьбы. Огромный неиспользуемый потенциал «инвалидов», как их часто некорректно называют, проблема большинства развивающихся стран.

 

 

Тогжан Калиаскарова, Vласть,

Фото Данияра Мусирова

 

 

Стивен Хоукинг, Джозеф Пулитцер, Людвиг ван Бетховен, Мигель Сервантес, Луи Брайль, Сара Бернар, Франклин Рузвельт, Стиви Уандер, Хелен Келлер, Рэй Чарлз… Всех этих выдающихся людей объединяет тот факт, что они были людьми с ограниченными возможностями. Кто-то с рождения, кто-то нет. Как известно, никто не застрахован от таких поворотов судьбы.

 

Огромный неиспользуемый потенциал «инвалидов», как их часто некорректно называют, проблема большинства развивающихся стран. В Европе, США, Японии эти люди максимально интегрированы в общество, все их права соблюдаются, и они имеют возможность отплатить обществу – научными, творческими открытиями, своей работой и даже спортивными достижениями.

 

Казахстан, увы, пока не относится к таким странам. Между тем, у нас в стране, по данным Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической  политики при президенте РК, 583 тысячи человек или 3,4% от общей численности населения – с ограниченными возможностями. Полмиллиона человек, практически полноценный город, казалось бы формально полноправных людей.

 

А во всем мире ЛОВ – 650 миллионов, десятая часть населения планеты, в 40 раз больше численности всех казахстанцев. Однако безработица среди людей с инвалидностью достигает 80%, в Казахстане лишь 3-5% ЛОВ трудоустроены. И не потому что они не хотят или не могут работать.

 

Чтобы обеспечить их права, даже просто дать возможность нормально учиться и работать, порой достаточно элементарной цивилизованной инфраструктуры – пандусы, лифты, подъемники, а также обученный или хотя бы вежливый персонал.

 

Не секрет, что мир людей с ограниченными возможностями для большинства населения далек, закрыт и непонятен. Они живут даже не в рамках субкультуры, а порой просто в четырех стенах, не имеют возможности получить образование, потому что в университетах нет пандуса, а лифтом пользуется только ректор.

 

Одним из важнейших условий также, по мнению представителей Ассоциации женщин с ограниченными возможностями «Шырак» - является возможность передвигаться по городу на общественном транспорте.

 

Регулярно обновляющийся транспорт оснащен спецоборудованием: подъемниками,  специальными «посадочными местами» для людей с инвалидностью, ремнями безопасности и вообще становится вроде бы все более френдли для ЛОВ. Но чаще всего оборудование простаивает, так как по инерции многие ЛОВ даже не пробуют проехать в троллейбусе или метро, а водители, соответственно, не учатся использовать те же подъемники за ненадобностью.

 

 

На днях активистки «Шырак» провели в Алматы важный эксперимент-тест общественного транспорта. Девушки с ограниченными возможностями Сабина Касымова, Мария Тарасова, Алия Бейсембаева и Дарина Смаилова в присутствии журналистов проверили все виды транспорта на деле. 

 

 

Как оказалось, даже гордость южной столицы, алматинский метрополитен, который вроде бы оснащен современными электроподъемниками и, казалось бы, комфортабелен во всех отношениях для передвижения людей, использующих инвалидные коляски, тоже оказался не таким уж и удобным. Все подробности проблем, с которыми встречались участницы эксперимента, они рассказывали в процессе тестирования общественного транспорта Алматы.

 

Эксперимент, вызвавший огромный интерес со стороны СМИ, стартовал с остановки на пересечении улиц Тимирязева – Байзакова. Девушки поделились между собой на группы, каждая из них решила попробовать разные маршруты, ведущие к станции метро «Абай».

 

 

 

Люди, стоявшие на остановке не могли понять, в чем дело, а из автобусов и троллейбусов, проезжающих мимо, были заметны удивленные лица водителей и пассажиров.

 

Вдалеке виднелся долгожданный троллейбус под номером 11, но он, к сожалению, даже не остановился на остановке и поехал дальше. Участники эксперимента не отчаялись и стали ждать следующий.

 

Мы присоединились к группе Марии и Алии и поехали на следующем троллейбусе, который все-таки остановился. Водитель автотранспорта побежал спускать подъемник, что заняло у него около трех минут. Пассажиры в троллейбусе стали разглядывать наших героинь и с удивленными лицами следили за действиями водителя. Справившись с подъемником вместо того, чтобы помочь девушкам он ринулся к водительскому месту.

 

 

Двадцатитрехлетней Марии помогла «заехать» в троллейбус ее мама, а Алие - один из журналистов. Журналисты и пассажиры троллейбуса убедились, что без посторонней помощи, человеку, использующему для передвижения инвалидные коляски, не обойтись.

 

 

«Водитель даже не объяснил и не показал, где находится специальное место, предназначенное для людей, использующие инвалидные кресла», - возмущалась Алия. В итоге она нашла свободное место у валидатора, где, честно сказать, мешала пассажирам оплачивать за проезд. Мария выбрала место  рядом с водителем.

 

 

Тем временем Сабина и Дарина остались дожидаться следующего троллейбуса, и перезванивались с девушками, которые уже направлялись к станции метро «Абай» вместе с нами. Буквально через минут пять, расстроенная Сабина позвонила Марии и пожаловалась, что в данный момент они до сих пор находятся на остановке. Более того, троллейбус, который приехал несколько минут назад, закрыл перед их носом дверь и уехал, даже не обратив на девушек внимания.

 

В троллейбусе Мария Тарасова с улыбкой на лице рассказала Vласти интересные случаи из своей жизни, связанные с общественным транспортом.

 

«В 2003 году мне приходилось каждый день ездить в реабилитационный центр. Это надо было видеть, как моя мама вначале заносит коляску в автобус, а затем меня. Благо сегодня многие автобусы и троллейбусы оснащены подъемниками, но кроме них в городе очень много других автобусов, на которых есть ступеньки или очень высокий подъем, для нас это просто нереальный вид транспорта. А еще, очень обидно, что я, являясь коренной алматинкой, очень плохо ориентируюсь в городе, потому что практически никогда не передвигаюсь по нему одна»,  - рассказала Маша.

 

 

Пассажир троллейбуса Ольга Иванова, у которой мы поинтересовались, часто ли она сталкивается в общественном транспорте с людьми с инвалидностью, эмоционально рассказала нам, что очень удивлена нашим участницам.

 

«Я всю свою жизнь пользуюсь услугами автобусов и троллейбусов, но людей на инвалидных колясках здесь вижу впервые, я даже не могу себе представить, как им тяжело! Я преклоняюсь перед людьми, которые, несмотря на трудности, живут полной жизнью и еще не боятся участвовать в подобных экспериментах», - рассказала нам женщина.

 

Тем временем, Алия Бейсембаева,  заместитель председателя Ассоциации женщин с инвалидностью «Шырак», пожелала выйти на несколько остановок раньше нас и поехать до станции метро на автобусе под номером 32.

 

Доехав до нужной нам остановки на пересечении улиц Абая – Кунаева, мы стали ждать остальных участниц. На остановке мы сразу увидели уютно припаркованную иномарку, которая активно мешала не только людям с ограниченными возможностями в передвижении, но и остальным горожанам.

 

В итоге на ожидание всех участниц эксперимента у нас ушло примерно 30 минут. Следующими приехали Сабина с Дариной. Двери троллейбуса открылись, водитель спустил подъемник и решил, что на этом его обязанности закончились, но Сабина ему поспешила напомнить, что было бы хорошо, если бы он помог девушке спуститься по подъемнику, который, по всей видимости, очень давно не использовался.

 

 

 

Девушка, недолго думая очень смело повернула свой «личный транспорт» спиной, решив, что так будет удобнее спуститься.

 

Дарина в свою очередь спустилась сама, так как может передвигаться самостоятельно, не смотря на тяжелое заболевание ДЦП. Дарина призналась нам, что ей трудно долго находится на ногах, а в общественном транспорте тем более. «Наше общество не привыкло уступать место людям, у которых есть проблемы с передвижением. Если уж мне и удается присесть, то все равно приходиться уступать место пожилым людям», - рассказывает участница эксперимента.

 

Дождавшись Алию, которая планировала приехать к станции метро на автобусе, к удивлению всех, приехала тоже на троллейбусе. «Мне не позволил поехать на автобусе слишком крутой подъемник, которым очень неудобно пользоваться», - объяснила она.

 

 

Наконец-то все участницы в сборе, можно было идти к станции метро. Больше всего поездке в метро была рада Алия, которая призналась, что впервые будет пользоваться услугами алматинского метрополитена.

 

Сабина в свою очередь очень обрадовалась телефонным трубкам, которые находились под значком «человек на инвалидной коляске». По ее словам, этот телефон был установлен не так давно. Благодаря специальному телефону человек с ограниченными возможностями, может позвонить диспетчеру станции и попросить о помощи в предоставлении подъемника.

 

Девушки позвонили, их попросили подождать. Работник метро, увидев девушек на инвалидных колясках и десяток журналистов, немного растерялся и принялся включать электрический подъемник.

 

 

 

 

Первую по подъемнику спускали по лестницам Марию, перед этим проконсультировав, как им пользоваться. Когда пришла очередь Сабины воспользоваться услугами подъемника, он неожиданно сломался. Персонал метро за пять минут устранил неполадки, и Сабина тоже успешно преодолела эту лестницу. Следующая спускаться должна была Алия. Тем временем, работники метро понимали, что для того, чтобы благополучно помочь девушкам добраться до самого метро уйдет очень много времени и принесли гусеничный подъемник, который используется в случае, если электрические подъемники по тем или иным причинам не работают.

 

 

«В этом подъемнике, есть одно но, он приспособлен только для прогулочных инвалидных колясок, а, к примеру, коляски «activity», которыми пользуются Маша и Алия совершенно не подойдут для такого подъемника», - рассказывала Сабина, пока ее коляску пристегивали к подъемнику.

 

 

Как только девушки преодолели все лестницы метро, их ожидал эскалатор и специальные приспособления, благодаря которым они смогли бы спуститься вниз. Тут тоже повторилась ситуация с гусеничным подъемником, который подходит только для определенного вида инвалидных колясок. Персонал метро принес другую инвалидную коляску, на нее по очереди пересаживали Машу и Алию.

 

 

Резюмируя хочется отметить, пока девушки преодолели все лестницы и эскалатор, они потратили на это почти два часа! И это еще только начало, ведь им нужно дождаться состав метро, доехать до нужной станции и там проделать такую же процедуру с подъемниками заново, чтобы выйти из метро.

 

 

По лицам Дарины и Маши было видно, что они уже устали. Дарине персонал метро предоставил инвалидную коляску, на которой она провела все оставшееся время в метрополитене. А Маше уже не терпелось поехать домой.

 

 

Эксперимент занял в итоге больше трех часов, выявив на деле как плюсы, так и объективные минусы транспортной инфраструктуры. Возможно, если ЛОВ будут чаще пользоваться услугами общественного транспорта плюс политическая воля городских властей параллельно с социальным продвижением прав людей с инвалидностью, ситуация станет намного лучше.

 

 

 

Остается добавить, что в обычные дни участницы эксперимента добираются на работу на социальном такси для пользователей инвалидных колясок. Но, к сожалению, эта услуга имеет ограничения – не более одной поездки в день, использовать такси можно только в рабочие дни до 18.00.

 

 

 

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики