Нестабильность в Афганистане и деятельность «Исламского государства» остаются ключевыми вызовами для ШОС

Ольга Соколай, Москва, специально для Vласти

Завершившиеся в Москве двухдневные встречи министров иностранных дел государств-участников Шанхайской организации сотрудничества стали своеобразным «генеральным прогоном» саммита ШОС, который состоится 9-10 июля в Уфе. Главы внешнеполитических ведомств согласовали проекты итоговых документов предстоящей встречи на высшем уровне, проанализировали ситуацию в зоне ответственности Организации в контексте глобальных вызовов и угроз, а также обсудили перспективы расширения ШОС.

С учетом непростой и труднопрогнозируемой политической ситуации в мире в программе министерских встреч закономерно доминировали вопросы обеспечения безопасности в зоне ответственности ШОС. Они были предметом дискуссий состоявшегося 3 июня заседания совета министров иностранных дел организации, а на следующий день более предметно обсуждались в рамках специальной конференции с участием глав внешнеполитических ведомств государств-членов ШОС, а также высоких представителей Афганистана, Ирана, Беларуси, Индии, Турции, Шри-Ланки, Пакистана и Монголии.

Инициативу дополнения официальной встречи дискуссией российская сторона, председательствующая в организации, мотивировала нарастанием на пространстве ШОС вызовов безопасности.

Геополитический тренд нестабильности

Специфика современной геополитики состоит в том, что вызовы и угрозы обретают в ней транснациональный характер: все страны мира, независимо от их географического расположения, размеров территории и «политического веса» в мировой системе координат, сталкиваются с одними и теми же вызовами безопасности. При этом наряду с нерешенными проблемами распространения оружия массового уничтожения, дефицита продовольствия и питьевой воды, бедности и изменения климата, на планете появляются новые очаги хаоса. Ситуация вокруг Украины, Сирийский конфликт и его расширение на весь Ближний Восток, активизация деятельности «Исламского государства» (ИГ), неопределенность ситуации в Афганистане, ряд латентных или замороженных конфликтов, - все эти факторы создают общий фон глобальной нестабильности.

Как отмечали участники конференции, в условиях усиления политических и экономических противостояний глобальных центров влияния особую тревогу вызывает растущая угроза применения силы в качестве главного аргумента межгосударственных отношений. Это осложняет решение острых международных проблем, создает угрозу возникновения новых очагов напряженности, ведет к нарастанию кризисных процессов в мировой экономике, то есть – к формированию «питательной среды» для роста экстремизма и террористической активности.

- На данном этапе удается достаточно эффективно противостоять угрозам терроризма, наркотрафика и различным формам трансграничной организованной преступности на пространстве ШОС. Однако приближение волн нестабильности к нашим рубежам требует более скоординированных совместных действий, - констатировал министр иностранных дел России Сергей Лавров, открывая конференцию.

Афганский фактор

В контексте глобальных вызовов одной из наиболее актуальных задач ШОС участники конференции определили скоординированное политическое содействие восстановлению мира и стабильности в Афганистане. Отмечалось, что многолетние усилия международных сил содействия безопасности не привели к урегулированию «афганской проблемы». Более того, сегодня глубокую озабоченность вызывает факт распространение деятельности движения Талибан и других экстремистских групп в традиционно спокойные северные регионы страны, непосредственно прилегающие к зоне ответственности ШОС, а также рост объемов наркотрафика.

- Считаем, что особого внимания требует расширение взаимодействия с афганской стороной в деле борьбы с наркоплантациями и нарколабораториями. Объем производства наркотиков в Афганистане и их приток в наши страны растет угрожающими темпами. Доходы от наркобизнеса подпитывают террористические группировки не только в этой стране, но и за ее пределами, - подчеркнул в связи с этим Лавров.

Главный посыл казахстанского видения решения проблемы – возвращение Афганистана в торговый и транзитный оборот. Говоря об этом, министр иностранных дел республики Ерлан Идрисов подчеркнул: официальная Астана уделяет особое внимание вопросам гуманитарно-экономической помощи и взаимодействия в торгово-экономической сфере с Кабулом. В практическом плане позитивно зарекомендовала себя реализуемая на протяжении ряда лет программа обучения афганской молодежи в казахстанских вузах и специальных учебных заведениях.

Между тем, по мнению министра, на фоне вывода из Афганистана основных сил коалиции и начала новой миссии «Решительная поддержка» сохраняется вероятность негативных сценариев, затрагивающих безопасность стран Центральной Азии.

- В связи с эти хочу обратить внимание коллег на следующее обстоятельство. С момента создания контактной группы «ШОС - Афганистан» прошло практически 10 лет. Но и сегодня ее потенциал задействован не в полной мере и не отвечает динамике нашего политического сотрудничества. Считаем необходимым возобновление ее работы и определение конкретной повестки дня, - отметил Идрисов.

Без налаживания диалога между всеми сторонами конфликта, без достижения национального согласия, невозможно говорить о долгосрочном мире и устойчивом развитии Афганистана, считает глава внешнеполитического ведомства Таджикистана Сироджидин Аслов.

- Процесс национального примирения требует колоссальных усилий, координации действий, а также наличия политической воли и мудрости. Он должен происходить под руководством правительства Афганистана и при посредничестве ООН. Продвижению его должна содействовать и ШОС, - считает Аслов.

Осязаемая угроза «ИГ»

В ходе конференции отмечалось, что осязаемая и реальная угроза для государств ШОС сегодня исходит от трансграничных преступных групп и синдикатов, которые консолидируют силы на базе единой экстремистской идеологии и становятся мощными преступными структурами. Для реализации планов по радикализации обществ, они используют сеть миссионеров и фондов, СМИ и интернет-ресурсы.

В качестве непосредственной угрозы безопасности для государств ШОС Ерлан Идрисов определил деятельность «Исламского государства», группировки, которая цинично и жестоко берет под контроль значительные территории, объявляет их «халифатом», активно насаждая в нем свои порядки.

- «Даиш» (арабская аббревиатура ИГ - V) развернула широкую пропагандистскую кампанию, обеспечившую ей активное пополнение радикалами, включая граждан государств-членов ШОС. Есть опасность того, что следом за идеологией ИГ в наши страны придут и ее носители - бандиты, получившие в Сирии и Ираке опыт вооруженных действий. Полагаем, что, кроме силового реагирования со стороны органов правопорядка на эту угрозу, необходимы совместные действия по контрпропаганде и дискредитации ИГ и подобных структур, снижению их привлекательности для молодежи, - заявил министр.

Помимо активизации взаимодействия по противодействию ИГ внутри ШОС и совместно с другими континентальными организациями по безопасности, прежде всего с СВМДА и ОДКБ, Казахстан предлагает создать в рамках ШОС экспертную группу для изучения деятельности подобных групп. К этой работе целесообразно подключать также образовательные учреждения, СМИ, институты гражданского общества.

- В рамках противодействия международным террористическим организациям особого внимания требуют задачи нейтрализации попыток вовлечения наших граждан в радикальные движения, выявление потенциальных террористов, прошедших специальную подготовку, а также боевиков, возвращающихся на территорию государств ШОС после участия в вооруженных конфликтах в составе экстремистских группировок, - добавил Лавров.

Необходимость активизации профилактической работы в противодействии религиозному радикализму, агрессивному национализму, этнической и расовой нетерпимости, прежде всего в молодежной среде, констатировали все участники конференции.

- Считаем необходимым нацелить государственные политики в области религии на противодействие экстремистским проявлениям, обеспечить эффективную защиту светского характера государств, укреплять взаимодействие с традиционными религиями при реализации права граждан на свободу вероисповедания, - дополнил инициативы министр Кыргызской Республики Эрлан Абдылдаев.

В целом, задача обеспечения информационной безопасности, предотвращения использования современных технологий для распространения радикальных и экстремистских идей выходит сегодня на первый план, констатировали в ШОС. Эта тема получила отражение в проекте программы сотрудничества государств-членов ШОС по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2016-2018 годы, которую планируется утвердить на саммите в Уфе.

Помимо «внутриструктурного» взаимодействия Лавров констатировал необходимость сотрудничества в этой сфере с профильными международными, региональными организациями – Управлением ООН по наркотикам и преступности, Антитеррористическим центром СНГ, Центром антинаркотических операций ОДКБ, Центрально-азиатским региональным информационным центром и соответствующими структурами АСЕАН.

Также российский министр выразил поддержку инициативы китайских партнеров о выработке проекта конвенции ШОС по борьбе с экстремизмом.

По принципу win-win

При всем сложном положении вещей, фокус внимания и повестка дня ШОС не должны ограничиваться вопросами безопасности. Не меньшее внимание должно уделяться экономическому развитию, торговле и транзиту. На этом сделал особый акцент Ерлан Идрисов. По его убеждению, развитие экономической составляющей организации избавит Казахстан и другие страны центральной Евразии от возрастающего давления внешних сил.

- Казахстан готов целенаправленно работать с региональными и внешними силами в целях сохранения и развития созидательного и нейтрального к международным конфликтам пространства роста. Для нас принципиально важно, чтобы этот тезис стал одним из основных в повестке дня ведущих стран региона. В Центральной Азии у всех есть пространство для работы по принципу win-win.

Необходимо налаживание конструктивного диалога, который способствовал бы снижению конфликтогенного потенциала, решению социально-экономических проблем, развязке узла водно-энергетических и иных противоречий в самой Центральной Азии. С нашей стороны данная программная установка закреплена в долгосрочном стратегическом документе «Казахстан – 2050», стратегии внешней политики страны до 2020 года… В наших силах не допустить прохождения через регион новых линий разлома, об опасности появления которых неоднократно говорил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, - заявил Идрисов.

Днем ранее, в ходе заседания совета министров иностранных дел глава внешнеполитического ведомства Казахстана предложил партнерам по ШОС поддержать кандидатуру республики в непостоянные члены Совета безопасности ООН на 2017-2018 годы.

«Наша кандидатура выдвинута в соответствии с принципами справедливой, равной географической ротации и надлежащей представленности всех государств Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Казахстан наработал значительный опыт работы за время председательства в ШОС, ОИС, СВМДА, СНГ, ОДКБ, ОБСЕ в различные периоды и готов применить его в решении вопросов международной безопасности», - отметил министр.

Главным практическим итогом московских министерских дискуссий стало одобрение проектов итоговых документов, которые предстоит обсудить главам государств-участников ШОС на предстоящем саммите в Уфе: Стратегии развития ШОС до 2025 года, Уфимской декларации, заявлений глав государств в связи с 70-й годовщиной Победы над фашизмом во Второй мировой войне и по проблеме наркоугрозы. Главы государств также, как ожидаются, примут решение о начале процедуры приема Индии и Пакистана в члены ШОС.

В настоящее время членами ШОС являются Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Еще пять стран имеют статус наблюдателя – Афганистан, Индия, Иран, Монголия, Пакистан – все они заявляли о желании стать членами ШОС. Три государства имеют статус «партнера по диалогу» - Беларусь, Турция и Шри-Ланка. Пять стран подали заявки на участие в ШОС в качестве наблюдателей – Азербайджан, Армения, Бангладеш, Непал и Сирия.

Журналист, Москва

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики