5 лиц недели: от цены на бензин до цены интеграции

Маргарита Бочарова, Vласть

Несмотря на то, что минувшая неделя порадовала новостями о снижении цен на ГСМ, семь дней прошли под знаком правосудия - в стране широко обсуждались самые громкие уголовные дела последних лет и судьбы их главных фигурантов: Ержана Утембаева, Рахата Алиева и Ерлана Арына.

Узакбай Карабалин, вице-министр энергетики

Карабалин вновь стал главным ньюсмейкером страны, когда во вторник, 9 декабря, пообещал всем казахстанцам «в ближайшее время» снижение цены на горюче-смазочные материалы. На брифинге чиновник сообщил журналистам, что цена бензина АИ-92 снизится до своего прежнего уровня - 115 тенге за литр, а цена на дизельное топливо опустится до 107 тенге за литр. Причиной столь неожиданного решения правительства стали, по его словам, «значительное удешевление российского рубля» и падение мировых цен на нефть.

Уже в среду, 10 декабря, в Казахстане были установлены новые предельные цены на регулируемые государством виды нефтепродуктов. Между тем, страна продолжает оставаться в состоянии дефицита топлива. Правительство неустанно работает над стабилизацией внутреннего рынка, а «КазМунайГаз» настолько серьезно взялась за дело, что сотрудники компании едва ли повеселятся на новогоднем корпоративе.

Ержан Утембаев, экс-руководитель аппарата сената

В среду, 10 декабря, в Астане состоялись судебные слушания, на которых решалась судьба условно-досрочно освобожденного Ержана Утембаева, пособника в убийстве известного политика Алтынбека Сарсенбаева. Приговоренный к 13 годам лишения свободы в колонии строгого режима, Утембаев провел в заключении 8 лет и 8 месяцев. В ноябре 2014 года спустя две трети срока столичный суд освободил заключенного. Тогда же пострадавшая сторона – в лице брата убитого политика Рысбека Сарсенбаева – внесла апелляционный протест на решение суда.

Несмотря на то, что сам Утембаев на судебном процессе присутствовать не смог (ввиду неудовлетворительного состояния здоровья), судья не стала переносить слушания на другой день. Адвокаты потерпевшей стороны напомнили ей о том, что по сей день Утембаев продолжает скрывать истинных заказчиков преступления. Кроме этого, ни один в суд в Казахстане еще не одобрял УДО для других фигурантов громкого дела. Судью эти доводы, вероятно, не убедили, потому что в итоге протест был отклонен, а постановление об УДО оставлено без изменений.

Рахат Алиев, экс-посол Казахстана в Австрии

Прошедшая неделя многим запомнилась по новостям из далекой Австрии, где, как оказалось, уже совсем скоро – в первой половине 2015 года – начнется судебный процесс над Рахатом Алиевым. В Казахстане он, напомним, признан виновным в похищении топ-менеджеров «Нурбанка» Жолдаса Тимралиева и Айбара Хасенова. Прокуратура Вены, предположительно, готова предъявить арестованному Алиеву обвинение в похищении, лишении свободы, тяжком вымогательстве и, наконец, двойном убийстве.

И хотя, по данным адвокатов потерпевшей стороны, «основная канва улик и доказательств уже сформирована», Алиев продолжает дискредитировать собранный следствием материал. Однако обвинение уверено, что даже заявления подозреваемого о политическом преследовании никак не опровергают факт обвинения в убийстве. Между тем, защитники Алиева якобы продолжают вбрасывать поддельные документы, пытаясь доказать, что потерпевшая сторона вступала в заговор с казахстанскими властями для подделки некоторых доказательств.

Ерлан Арын, экс-аким Павлодарской области

На прошлой неделе стало известно, что приговоренный к трем годам заключения условно Ерлан Арын собирается добиваться в суде своего полного оправдания. Не успел приговор бывшему акиму вступить в силу, как его адвокаты подали апелляцию. По мнению защитников, обвинение построено исключительно на противоречивых показаниях помощника бывшего областного акима Багустара Сапарова, а значит, суд ошибочно посчитал Арына виновным.

К слову, Арын был признан судом виновным только за «превышение должностных полномочий», в результате чего, по версии следствия, получил взятку в размере 5,7 млн. тенге. Именно на эти деньги и были куплены ты злополучные «Газели» для колледжа, которым фактически владела жена бывшего акима. Обвинения по фактам мошенничества, получения взятки, а также легализации денежных средств были сняты еще до начала главного судебного процесса, и суд в итоге посчитал, что исправление Арына не требует его изоляции от общества.

Сергей Лавров, министр иностранных дел Российской Федерации

На минувшей неделе казахстанская интернет-общественность бурно обсуждала слова главы внешнеполитического ведомства соседней страны. Множество гневных комментариев можно было обнаружить под новостью о том, что Казахстан и Беларусь, как партнеры России по Таможенному союзу, могут предпринять «совместные шаги торгового характера» в ответ на ограничительные меры западных стран в отношении Российской Федерации.

Такая возможность – несмотря на то, что она четко прописана в нормативно-правовой базе интеграционного объединения – вызвала праведный гнев казахстанцев, не желающих ввязываться в противостояние России и Запада. Некоторые комментаторы ратовали за немедленное восстановление таможенных постов на границе Казахстана и России, другие призывали попросту «не верить» своему стратегическому союзнику, а третьи советовали не торопиться и все-таки «не плевать в колодец»: «ведь в случае санкций против Казахстана, России придется нас поддержать».

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики