О том, как бы Обама продвигал «Стратегию-2050»

Маргарита Бочарова, Vласть

В то время как отечественные политтехнологи уверены, что для эффективного продвижения стратегических документов их необходимо перевести, например, на румынский, хорватский и таджикский языки, американские специалисты делают упор на установление прямой связи с населением страны.

17 января 2014 года президент Нурсултан Назарбаев озвучил свое ежегодное послание народу Казахстана. Спустя 11 дней его примеру последовал президент США Барак Обама, обратившийся к нации с традиционным обращением под названием «О положении страны». Vласть сравнивает стратегии продвижения двух стратегических документов с тем, чтобы выяснить, что из западного опыта Казахстан мог бы взять на вооружение.

Анонсирование выступления главы государства

За три дня до выступления президента Нурсултана Назарбаева на совместном заседании палат парламента в СМИ появился анонс грядущего события. В нем без лишних выражений сообщалось, когда, где и во сколько глава государства обратится к населению с очередным посланием. Его тема была обозначена в самом общем виде: «Тема будущего Послания посвящена реализации «Стратегии - 2050».

Анонсирование обращения Барака Обамы к американцам началось задолго до самого выступления - с открытия по этому случаю специального сайта. За три дня до торжественного события Белый дом выложил в сеть видео, призывающее каждого гражданина Америки «стать частью» обращения президента. Авторы ролика рассказали о том, как будет выглядеть телевизионная трансляция речи президента и как можно будет принять в ней участие посредством социальных сетей. За день до выступления Обамы его администрация выложила в Интернет еще одно видео, демонстрирующее процесс подготовки речи президентом и его командой спичрайтеров.

Телевизионная трансляция обращения главы государства

Выступление Нурсултана Назарбаева казахстанцы, как известно, смогли увидеть только в записи спустя несколько часов после его окончания. Возможности смотреть его в режиме реального времени не было ни у телезрителей, ни у интернет-пользователей. Речь Барака Обамы, напротив, транслировалась по всем возможным каналам - будь то телевидение или Интернет. Более того, в режиме онлайн на экранах телевизоров и мониторов рядом с президентом США то и дело появлялись иллюстрирующие его слова фото, графики и диаграммы. Пользователи социальных сетей могли «делиться» ими прямо во время выступления президента.

Разъяснение послания государственными чиновниками

После того, как Нурсултан Назарбаев озвучил свое ежегодное послание, специальные брифинги по разъяснению послания прокатились буквально по всему миру. О стратегии развития Казахстана до 2050 года усилиями отечественных дипломатов узнали не только соседние государства, но и такие страны дальнего зарубежья как Бразилия. В самом Казахстане после 17 января руководители всех значимых министерств и ведомств отправились в Службу центральных коммуникаций, где на протяжении нескольких недель рассказывали о задачах на 2014 год «в свете поручений главы государства, данных в его послании народу Казахстана».

Администрация президента США не стала ждать даже несколько дней для того, чтобы приступить к разъяснению обращения Барака Обамы. Сразу же после того, как по телевидению и в Интернете закончилась трансляция речи президента, в эфире появились советники Белого дома, готовые в режиме онлайн отвечать на вопросы американцев по озвученному посланию. Весь следующий день администрация Барака Обамы также посвятила общению с населением: ее сотрудники отвечали на вопросы пользователей в Twiiter, Facebook, Tumblr, Instagram.

Поездки по стране с целью разъяснения положений послания

В Казахстане миссия по разъяснению смысла послания президента была возложена на так называемые РИПГ - республиканские информационно-пропагандистские группы. Эти группы, возглавляемые представителями ключевых министерств и ведомств, до настоящего времени колесят по республике с посланием в руках. Официальные СМИ то и дело докладывают об их успехах - то вице-министр регионального развития Серик Жумангарин провел 60 встреч с населением в Павлодарской области, то сам министр внутренних дел Калмуханбет Касымов отправился для разъяснения текста в Северо-Казахстанскую область.

После своего обращения к американскому народу Барак Обама решил самостоятельно совершить двухдневную поездку по четырем штатам для разъяснения своих идей населению. Близ Вашингтона президент пообщался с юристами, в Висконсине - с работниками завода General Electric, в Тенесси - со студентами, и, наконец, в Питсбурге - с работниками сталелитейной промышленности. Кроме этого, Обама также совершил виртуальное путешествие по Америке, ответив на интересующие американцев вопросы при помощи Google+ Hangout.

Визуализация обращения главы государства

После послания Нурсултана Назарбаева на сайтах государственных СМИ почти каждый день стала публиковаться инфографика. Она, к большому сожалению читателей, была практически лишена какой-либо графики и переполнена текстом. Тезисы президента, дословно переданные в инфографике, были разве что чуть легче для восприятия, нежели при изучении самого текста послания президента.

Команда же Барака Обамы уже к самому моменту выступления президента подготовила 128 вариантов «улучшенной графики» с основными посылами обращения. Ни один из этих вариантов не содержал больше трех предложений. Текст, как правило, был написан большими буквами и дополнен понятными и красочными графиками и иллюстрациями. Классическую идею «один слайд - одна мысль» американская администрация воплотила почти безупречно.

Кроме всего вышеперечисленного команда президента США сделала еще несколько весьма полезных находок, способных привлечь внимание рядовых американцев к обращению «О положении страны». Барак Обама, например, спустя некоторое время выступил с 3-минутной версией речи в своем еженедельном интернет- и радиообращении к избирателям, а его жена Мишель обсудила речь президента с «выдающимися» американцами в специальной комнате здания Конгресса США, где ее гости имели возможность вместе с ней посмотреть выступление.

А пока США, казалось бы, в вопросе продвижения стратегических документов двигаются по пути наименьшего сопротивления, проторяя тропинку в широкие массы, казахстанские политтехнологи действуют с точностью до наоборот, устраивая часовые брифинги членов правительства и многодневные поездки информационно-пропагандистских групп по городам и весям республики.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики