Китай через стенку

Тогжан Калиаскарова-Мусирова, репортер Vласти

Фото Данияра Мусирова

Панфиловский район Алматинской области – это 13 сельских округов, находящихся на границе Казахстана с Китаем, и 125 тысяч человек, живущих в 90 километрах от крупнейшего города Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая – города Инин. С открытием приграничной железнодорожной станции район начал новую жизнь.

Дорога из Алматы до железнодорожной станции Алтынколь, которую открыли в Панфиловском районе в 2012 году, занимает около 6 часов и составляет более 360 км. Поезд из пяти вагонов забит под завязку. Говоря на сленге 90-х, мы оказываемся среди «челноков». Мелкие коммерсанты направляются на рынок, который находится в Международном центре приграничного сотрудничества «Хоргос» на территории Китая. Поговаривают, что в течение нескольких лет этот рынок навсегда лишит киргизский «Дордой» статуса крупнейшей оптовой площадки Центральной Азии.

На станции Алтынколь алматинских челноков уже ждут туристические автобусы, которые доставят их до таможенного поста. Гражданам Казахстана и Китая разрешается находиться в приграничной зоне до 30 дней без оформления визы.

«Новый Дубай»

Мы решаем ехать в ближайший к станции поселок-новостройку Нуркент. Населенный пункт за два года собрал жителей «вымирающих» аулов, работников железнодорожной станции и сотрудников государственных служб. Нуркент раскинулся в глухой степи и еще строится. По словам местных, поселок был построен на территории бывшего пастбища. Глядя на аккуратные домики в европейском стиле, трудно представить, что несколько лет назад здесь пасли скот, а сейчас, с открытием сухого порта близь поселка, ему пророчат будущее Дубая – одного из ведущих центров реэкспорта в мире.

Сонные дети идут в местную школу, которая была построена специально для новоселов, в магазины завозят свежий хлеб, его запах мгновенно заполняет улицы поселка. Тишину, которая царит в утреннем Нуркенте, прерывает голос молодой женщины, пытающейся поймать такси на обочине дороги.

Узнав в нас не местных, она любезно приглашает нас на обед. Спустя несколько часов мы оказываемся у нее дома. Ее зовут Назым Ахметкалиева, она переехала сюда совсем недавно из соседнего района.

«В Панфиловском районе никогда не было железной дороги, тем более приграничной станции. После открытия станции «Алтынколь» сюда пригласили на работу лучших железнодорожников Казахстана. На тот момент я работала на приграничной станции «Достык», которая находится в Алакольском районе Алматинской области, и решила попробовать свои силы на новом рабочем месте, а еще меня очень привлекли погодные условия края, здесь очень тепло», - начинает разговор женщина, угощая нас чаем. Мы сидим в небольшой кухне арендованного дома. Здесь Назым живет с маленьким сыном, который сейчас находится в детском саду.

По словам Назым, у жизни на границе с Китаем есть немало преимуществ. В первую очередь – создание многочисленных рабочих мест, как на территории Казахстана, так и на территории Китая. Согласно информации акимата Алматинской области, с развитием приграничной станции ожидается увеличение численности работающих до 2 тысяч человек, а на специальной экономической зоне «Хоргос – Восточные ворота» будет создано свыше 10 тысяч рабочих мест.

Также немаловажным преимуществом соседства с Китаем, по словам Назым, является возможность приобретать в соседней стране вещи первой необходимости по очень доступным ценам.

«Если не брать китайский рынок в Хоргосе, то ближайший крупный базар к Нуркенту находится в Алматы. Это шесть часов дороги. Конечно, местным жителям намного удобнее ехать в Китай и закупаться там. К примеру, у меня на дорогу и шоппинг уходит максимум три часа. Будет справедливо отметить, что в связи с ослаблением тенге и подорожанием доллара стоимость товаров на китайском рынке резко повысилась. Китайцы прекрасно знают экономическую ситуацию в Казахстане. Стоит им возразить по поводу дороговизны того или иного товара, они сразу начинают апеллировать ценами на наших рынках», - отмечает женщина.

О повышении цен на рынках приграничной зоны в Китае говорит и соседка по подъезду Назым – Сауле Балтабаева. Она отмечает, что в последнее время её семья стала реже выезжать за границу за покупками, в месяц одного раза стало достаточно.

«Обычно мы там закупаем бытовую химию, постельные принадлежности и прочую мелочь. Иногда выезжаем просто погулять, проветриться. Если говорить откровенно, китайские рынки кормят многих казахстанцев. Сюда ведь приезжают предприниматели со всего Казахстана», - рассказывает Сауле.

Женщина говорит, что приехала в Нуркент из Талдыкоргана. Три года назад её отправили сюда в командировку, командировка плавно перетекла в переезд.

«Тогда еще не было того Нуркента, который вы видите сейчас. Он был в процессе строительства, и я даже представить не могла, что здесь могут построить такой милый городок. Надеюсь, что в будущем здесь будет большой город, реализация крупных проектов в Панфиловском районе даёт нам надежду, что мы не зря покинули свои родные города и приехали сюда «поднимать» район», - говорит женщина.

Обратная сторона медали

Оказалось, не все жители Панфиловского района рады модернизации края. По словам жительницы села Коктал Нурсулу Какимшеной, новшества в её родном округе стали негативно влиять на местных жителей, да и соседство с Китаем в последние годы начало их пугать.

«Я приехала в Коктал из Китая 25 лет назад, я этническая казашка и это моя историческая родина. У нас много оралманов и мы старались сохранять и возрождать казахскую культуру внутри нашей общины, несмотря на то, что в воздухе витал дух советского союза. Жители нашего края только избавились от «китайского влияния». Знаете, многие говорили, что мы неправильные казахи и в нашем поведении много китайского. И вот теперь граница открылась, многие казахстанцы едут в Китай, китайцы, наоборот, в Казахстан, и я так боюсь, что в нашем крае снова смешаются традиции и культуры двух стран», - рассказывает Нурсулу. Ей сейчас 57 лет, раз в неделю она возит товары из Китая в Алматы. Вырученные от продажи деньги Нурсулу копит на высшее образование для своей внучки. К слову, она мечтает получить образование в Китае. Бабушка выбор внучки не одобряет.

Женщину также беспокоит «искусственное завышение цен на продукты первой необходимости». По её словам, жизнь в Панфиловском районе никогда не была такой дорогой, как сегодня.

«К нам в край съехалось много приезжих, они приехали сюда в поисках лучшей жизни и они её получили. У них хорошие зарплаты и в связи с этим у нас не по дням, а по часам начало все дорожать. К примеру, месяц назад хлеб в нашем поселке стоил 40 тенге, сегодня он стоит уже 60, это касается и других продуктов. Как бы мне не хотелось поддерживать отечественного производителя, нам приходится ездить в Китай даже за продуктами. Мы там обычно покупаем сахар, чай, макароны. К праздникам закупаем алкоголь. Кстати, китайцы наоборот покупают там казахстанские продукты. Нередко в магазинах можно встретить наши конфеты и алкоголь. Честно скажу, китайские продукты по вкусу не сравнятся с нашими, но доступные цены не оставляют нам выбора», - жалуется женщина. Она уверяет, что такого мнения придерживается весь аул.

10 минут до Поднебесной

Находясь на границе Казахстана с Китаем, мы не можем не попробовать пересечь границу и оказаться по ту сторону стены. По словам местных, для этого нам понадобятся только паспорт и терпение. Граница открыта с 9 утра до 5 вечера. Ежедневно её пересекают до 2 тыс. казахстанцев, а из Китая в приграничную зону въезжают до 10 тыс. человек.

В попутчики нас любезно берет с собой Ерболат Абдрахманов. Сегодня он едет на китайский рынок за новогодними подарками и сувенирами для своей семьи, которая живет в Уральске.

«В принципе, разница в стоимости товаров есть, но я бы не сказал, что она очень весомая. Возможно, для оптовиков там выгодные цены, для розничных покупателей – средние. Просто у местных нет выбора, приходится ездить туда. Я, к примеру, еду покупать игрушки к новому году для своих детей, у меня их трое. Ехать в Алматы – далеко, других торговых домов поблизости нет», - рассказывает он.

Ерболат в Панфиловском районе человек новый – приехал сюда совсем недавно устраиваться на работу. Про таких говорят – видавший виды. Ерболат более 10 лет работает в разных уголках Казахстана в надежде обеспечить достойную жизнь для своей семьи. Он отмечает, что жить на границе ему не в первой. В западном Казахстане он жил в населенных пунктах, граничащих с Россией, где местные жители тоже выезжали в соседнее государство за покупками.

Мы уже приближаемся к пограничному посту. Дорога из Нуркента заняла у нас не более 10 минут. Самый большой наплыв казахстанцев здесь отмечается в 9 утра и в 5 вечера – во время открытия и закрытия поста. Мы приезжаем в обеденное время и достаточно быстро пересекаем границу, где нас ждет стандартная процедура – досмотр личных вещей и проверка паспортных данных. Выходя из здания пограничного поста, мы уже оказываемся по ту сторону стены – в Китае.

Казахстанских туристов дожидаются небольшие автобусы. Они российского производства и принадлежат Чунджинскому автопарку. Проезд в обе стороны (от поста до торговых домов и обратно) составляет 1000 тенге с человека. Водитель автобуса обещает доставить нас прямо «в сердце торговли» Центральной Азии.

Сегодня здесь функционирует 5 торговых центров, параллельно ведется глобальное строительство центра международного делового сотрудничества, культурно-выставочной зоны, гостиничной зоны, этнографического парка и туристического центра. Судя по масштабу строительных работ, в скором будущем здесь будут красоваться огромные небоскребы. Предполагается, что к границе с китайской стороны переселится около 200 тысяч человек. Пожилых казахстанцев, живущих на границе, эта цифра немного пугает. Молодежь, наоборот, рада перспективе такого соседства.

Мы думали, что попадем на алматинскую барахолку в увеличенном варианте, на деле оказалось совсем иначе. О Казахстане здесь напоминают лишь пункт Казпочты и несколько казахстанских магазинов, на витринах которых выставлены отечественные конфеты и коньяк «Казахстанский».

Продавцы, вооружившись калькуляторами, завлекают на корявом русском казахстанских покупателей, обещают грандиозные скидки, а иногда даже делают подарки. Мимо нас проходит счастливая казахстанка в новенькой норковой шубе. Для нее поездка оказалась успешной. У нее получилось купить шубу с большой скидкой (за 300 долларов). Неподалеку челноки тщательно упаковывают и подписывают свой товар. Среди покупок мы замечаем текстиль, одежду, новогодние аксессуары, а также реплики известных брендов. К слову, качественную подделку кроссовок New balance здесь возможно купить за 8 тыс. тенге, а Birkin bag обойдется вам всего в 6 тыс. тенге. Скоро эти товары прямиком отправятся на витрины алматинских магазинов.

Подышав китайским воздухом, мы отправляемся к автобусу, который доставит нас обратно к границе. По дороге автобус проходит полную дезинфекцию, пассажиры терпеливо ждут окончания процедуры, не спуская глаз со своих покупок.

По дороге домой отчетливо видно – сегодня в Панфиловском районе соседствуют два мира: мир из экспатов и ведущих специалистов со всего Казахстана, приехавших сюда «поднимать край», и мир, состоящий из клетчатых китайских сумок на плечах местного населения. Между этими двумя мирами пока огромная пропасть.

Репортер интернет-журнала Vласть

Фотограф Власти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики